КАК БЫТЬ НОТАРИУСАМ С НАЛОГОВИКАМИ: ДОПУСКАТЬ ИЛИ НЕ ДОПУСКАТЬ, ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС

Налоговая система Украины последних лет характеризуется ярко выраженным фискальным акцентом, а лозунгом контролирующих органов по праву можно считать выражение: «Налогов много не бывает!»

Постоянно прогрессирующие плановые показатели, спускаемые «свыше», волей-неволей заставляют самих налоговиков вести поиск еще не задействованных резервов пополнения доходной части бюджета страны. Особую значимость в данном контексте все больше приобретают способы налогового контроля самозанятых лиц, а именно — работников нотариальной «промышленности». Ведь нотариусы, с одной стороны, сами обладают статусом плательщиков налогов, а с другой стороны, имеют прямой доступ к базам налогообложения других налогоплательщиков. При этом основными методами такого контроля являются налоговые проверки, являющиеся одним из наиболее влиятельных рычагов на процесс пополнения бюджета, а также очень эффективным инструментом давления. В связи с этим их проблематика не перестанет быть актуальной никогда.

Именно поэтому в данной статье мы и попробуем рассмотреть самые распространенные риски со стороны налоговых органов при осуществлении ими налогового контроля и предложить способы их нивелирования.

«Проверочные» нормативы

Право контролирующих органов проводить проверки закреплено, в частности, положениями п.п. 20.1.4 п. 20.1 ст. 20 Налогового кодекса Украины (далее — НК). При этом законодатель предусмотрел довольно широкий спектр проверок: камеральные, документальные (плановые или внеплановые, выездные или невыездные) и фактические. Однако учитывая специфику деятельности нотариусов, самыми востребованными в данном случае являются документальные (п.п. 75.1.2 п. 75.1 ст. 75 НК), а именно: выездные плановые/внеплановые проверки.

Документальные плановые проверки

Согласно положениям ст. 77 НК документальная плановая проверка должна быть предусмотрена в плане-графике проведения плановых документальных проверок. В план-график отбираются налогоплательщики, имеющие риск относительно неуплаты налогов и сборов, невыполнения другого законодательства, контроль за которым возложен на контролирующие органы. Периодичность же проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков определяется в зависимости от степени риска в деятельности таких налогоплательщиков, который делится на высокий, средний и незначительный. При этом самозанятые лица, сумма уплаченных налогов которых составляет не менее пяти процентов от задекларированного дохода за отчетный налоговый период, включаются в план-график не чаще чем раз в три календарных года.

Запрещается проведение документальной плановой проверки по отдельным видам обязательств перед бюджетами, кроме правильности исчисления, полноты и свое­временности уплаты налога с доходов физических лиц и обязательств по бюджетным займам и кредитам, которые гарантированы бюджетными средствами.

О проведении документальной плановой проверки руководителем контролирующего органа принимается решение, которое оформляется приказом. Право на проведение документальной плановой проверки налогоплательщика предоставляется лишь в случае, когда ему не позже чем за 10 календарных дней до дня проведения указанной проверки вручены под расписку или направлены заказным письмом с уведомлением о вручении копия приказа о проведении документальной плановой проверки и письменное уведомление с указанием даты начала проведения такой проверки.

Документальные внеплановые проверки

Документальная внеплановая проверка не предусматривается в плане работы контролирующего органа и проводится при наличии хотя бы одного из обстоятельств, определенных ст. 78 НК. На практике далеко не все предусмотренные данной статьей Кодекса обстоятельства могут быть реализованы в отношении нотариальной деятельности в силу ее специфики. Так, наиболее распространенными являются проверки, проводимые согласно основанию, предусмотренному п.п. 78.1.1 п. 78.1 ст. 78 НК:

Андрей ТАМОШУНАС отримати повну версію статті