ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НОТАРИУСА: БАЛАНС МЕЖДУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НЕЗАВИСИМОСТЬЮ И ПОСТОЯННЫМ НАДЗОРОМ

Обеспечение соблюдения права — задача государства. Однако государство не обладает абсолютной компетенцией в области устранения правонарушений, ибо, исходя из цели осуществляемого государством надзора, и законодательство, и судебная практика ограничили ее. Сегодня рассмотрим государственный надзор над нотариусами в свете существенного принципа служебной деятельности нотариусов — независимости нотариуса.

Поскольку законодательство способно устанавливать только общие рамки объема надзора, более точные границы надзора должна определять судебная практика. Принцип независимости нотариуса является главной исходной точкой при выполнении этой задачи.

Как государственный надзор не может нарушать принцип независимости нотариусов, так и принцип независимости нотариусов не может быть препятствием для проведения надзора.

Обе цели, хотя и противоположные, должны быть реализованы в объеме, обеспечивающем их оптимальную реализацию.

Далее рассмотрим некоторые критерии, которые ограничивают объем осуществляемого над нотариусами надзора.

В качестве сравнительного материала использована обширная судебная практика и юридическая литература Германии, поскольку в законодательстве и судебной практике Эстонии отражаются сходные принципы права в области нотариата.

1. Суть надзора. Государственный надзор

Надзор является главным компонентом обеспечения правомерности деятельности субъектов права. Поскольку в сферу интересов государства входит подавляющая часть человеческой деятельности, государство имеет широкую компетенцию в сфере надзора, поэтому термин «надзор» используется во многих различных связях и сферах деятельности.

Всем формам надзора присуще непрерывное наблюдение за определенным субъектом и, при необходимости, корректировка его деятельности в целях обеспечения соответствия его деятельности установленным правовым нормам.

Предпосылкой осуществления надзора является наличие у надзирающего в отношении поднадзорного позиции, позволяющей ему оказывать на деятельность поднадзорного юридически обязывающего влияния и посредством этого реализовать цели надзора. Средствами вмешательства в деятельность поднадзорного могут быть как правовые акты, так и реальные действия.

1.1. Формы надзора

Вмешательство государства в деятельность различных субъектов зависит от правовых отношений между государством и подчиненными надзору субъектами. Государство, например, находится во властных отношениях со всеми частноправовыми лицами, которые должны соблюдать общеобязательные правила и специальные нормы, установленные в определенной сфере деятельности. Поскольку в упомянутых случаях речь не идет о внутриорганизационных отношениях публичного управления, указанные отношения не входят в сферу надзора, осуществляемого над публичным управлением.

Возможна различная классификация надзора в рамках управленческой организации. В самом широком смысле можно различать непосредственный и косвенный надзоры, осуществляемые над управлением.

Поскольку государственные органы и публичные служащие относятся к непосредственному управленческому аппарату государства, руководствуясь в своей деятельности предписаниями вышестоящих органов, государство осуществляет над ними служебный надзор, который помимо проверки правомерности охватывает и проверку целесообразности. В случае служебного надзора контролю подлежат как внутренняя организация органа, делопроизводство, так и персональные вопросы.

Государственный надзор, напротив, осуществляет исполнительная власть, прежде всего, над самостоятельными субъектами права управленческой организации или же над публично-правовыми юридическими лицами и теми физическими лицами, которым государство на основании закона передало для исполнения часть задач публичного управления. Если государство принимает решение делегировать выполнение определенных административных задач независимым субъектам права, то оно должно вынести решение и относительно вида надзора, осуществляемого над этими субъектами права. Объем надзора зависит от задач, переданных исполнителям косвенного государственного управления. Форма надзора большей частью охватывает правомерность администрирования или проверку соответствия закону исполнения публично-правовых обязанностей, доверенных этим лицам.

В данной статье рассматривается только государственный надзор над нотариусом как над физическим лицом, выполняющим публично-правовые задачи.

1.2. Цель государственного надзора

Компетенция независимых субъектов права, выполняющих публичные задачи, устанавливается законом.

Если бы государство не надзирало за тем, чтобы осуществление государственной власти лицами, выполняющими косвенное государственное управление, реализовывалось на основании закона, то децентрализация управления представляла бы опасность для правового государства. Уменьшение нагрузки государственного аппарата при помощи передачи определенных задач публичного управления не должно сопутствовать уменьшению ответственности государства за выполнение задач управления. Именно поэтому целью государственного надзора является обеспечение и в сфере косвенного управления управленческой деятельности, соответствующей принципам правового государства.

По той же причине допустимость вмешательства государства в деятельность правовых субъектов, выполняющих независимые публичные задачи (например, нотариусов), нельзя ставить в зависимость от наличия или отсутствия у третьих лиц (например, у клиентов нотариусов) правовых средств, чтобы выступить против правонарушений.

Когда третье лицо не ищет правовой защиты против нарушения своих субъективных публичных прав, государство должно обеспечивать соответствующую закону деятельность косвенного государственного управления. Государственный надзор должен вмешиваться исходя из публичного интереса.

В случае государственного надзора выделяются скорее репрессивные, а не превентивные меры. В задачи надзора помимо обязанностей по наблюдению и корректировке входит защита и консультирование лиц, осуществляющих косвенное государственное управление. Так называемая обязанность защиты и заботы служит цели улучшения способности поднадзорного принимать решения и нести ответственность. В то же время превентивные меры надзора не менее эффективны, чем репрессивные меры, поскольку ими также можно заставить поднадзорного отказаться от своих первоначальных намерений.

2. Надзор, осуществляемый над нотариусом

Нотариус — это исполняющее публично-правовые задачи физическое лицо, которому государство предоставило установленную законом компетенцию для выполнения этих задач от своего имени и под свою ответственность. Основной обязанностью нотариуса является удостоверение предусмотренных законом правовых событий и обстоятельств. Однако его роль в обществе значительно шире: нотариус в установленных государством областях регулирует правовые отношения между лицами и дает им беспристрастные юридические консультации, предупреждая, таким образом, правовые споры и уменьшая нагрузку работы в судах и расходы на разрешение правовых споров. Нотариусы в своей служебной деятельности преследуют те же цели, что и судьи: справедливость, нерушимость права и правовой мир.

Поскольку нотариусам доверено претворение в жизнь публичных задач, государство должно обеспечивать выполнение нотариусами возложенных на них задач в соответствии с законом. В связи с этим государство обладает большой властью над служебной деятельностью нотариусов. Государственный надзор дает осуществляющему его лицу определенную компетенцию, которой соответствует обязанность нотариуса содействовать проведению надзора. Поскольку нотариус не находится в служебных отношениях с государством, осуществляемый над служебной деятельностью нотариуса надзор не сопоставим со служебным надзором, применяемым в отношении публичных служащих.

Тиит Сепп отримати повну версію статті