ТЕЗИСЫ О РЕФОРМЕ УКРАИНСКОГО НОТАРИАТА С НЕМЕЦКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

Д-p Штефан ЦИММЕРМАНН
ТЕЗИСЫ О РЕФОРМЕ УКРАИНСКОГО НОТАРИАТА С НЕМЕЦКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
I. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Правовые традиции континентальной Европы требуют организации нотариата на основе:
принципа правового государства;
принципа социального государства;
принципа субсидиарности.
Принцип правового государства требует четкого законодательного регулирования:
если существует обязанность по нотариальному удостоверению;
для всех правил, касающихся доступа к профессии, организации осуществления профессии и окончания статуса нотариуса, включая все дисциплинарные нормы;
для всех процедурных норм об исполнимости документа;
законодательные нормы материального права, которые предусматривают в основных случаях требование формы нотариального документа и исполнимость документа.
Этим европейское континентальное право отличается от англосаксонского права, которое не знает ни подобных письменных норм материального права, ни исполнительного документа. Англосаксонское право, таким образом, не может быть интегрировано в европейское континентальное право.
Принцип социального государства обязывает законодателя оградить гражданина от ущерба
и по всем вопросам защитить от обмана. Для этого существует инструмент независимого беспристрастного нотариального сопровождения и консультирования.
Принцип субсидиарности обязывает государство не брать на себя задачи, которые частные лица могут выполнить так же хорошо или лучше. Поэтому государственный нотариат уже не соответствует требованиям времени. И в Германии существующие государственные нотариусы упраздняются ввиду соответствующего политического решения. Суд Европейского Союза к тому же принял решение, что государство уже не вправе получать прибыль от государственного нотариата.
При приватизации государство в целях создания ясной законодательной структуры в отношении задач нотариальной палаты должно ввести обязательное членство в палате и обязанность уплаты взносов.
II. НОТАРИУС КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИЯ
Нотариус является представителем самостоятельной профессии, но не частное лицо. Он — представитель государственной власти с государственными задачами. В этом отношении он отличается от адвоката. Из этого следует особая организационная обязанность государства. Должны быть созданы четкие законодательные нормы:
Назначение должны получить столько нотариусов, сколько требуется для обычного осуществления правосудия. Этот принцип квотирования должен быть увязан с принципом защиты от конкуренции в определенном регионе. Таким образом, обеспечивается повсеместный доступ граждан к нотариальным услугам, также и в сельской местности. Если работает система государственной регистрации, то не обязательно осуществлять операции по земельным участкам только в округах, где находится земельный участок.
Потребность в нотариусах должна проверяться в зависимости от количества сделок. Необходим достаточный резерв нотариусов, чтобы занимать освобождающиеся рабочие места.
В Германии на 20.000 жителей приходится 1 нотариус.
К самому нотариусу предъявляются следующие требования:
Все соискатели на должность нотариуса должны иметь равные шансы стать нотариусом. Решающим является, кто из кандидатов в личностном и профессиональном отношении больше всего подходит. В Германии здесь решающее значение имеет оценка на втором юридическом государственном экзамене. Дополнительно проводится экзаменационное собеседование в комиссии, чтобы установить, соответствует ли соискатель личностным требованиям, чтобы осуществлять независимую консультативную деятельность с полной ответственностью в качестве нотариуса.
Имеющий допуск соискатель должен пройти в Германии профессиональную подготовку в течение не менее 3 лет в рамках государственной подготовки в качестве претендента на должность нотариуса (асессор). Оплата его труда осуществляется из средств нотариальной палаты. Она распределяет претендентов по нотариусам, у которых достаточный объем дел, и платит за претендента взносы. Это процедура является более предпочтительной перед принятием решения о том, можно ли доверить претенденту должность нотариуса, чем подготовка в качестве практиканта. Так как следует избежать ситуации, когда подходящий претендент не может стать нотариусом только потому, что не нашел себе место для прохождения практики.
Допуск на должность нотариуса — это государственная процедура, осуществление которой не может быть делегировано нотариальной палате.
Нотариус должен быть независим, поэтому он не должен вступать в товарищество или офисное сообщество с представителями других профессий, например, с адвокатами.
Деятельность нотариуса должна контролироваться на предмет законности и соблюдения процедур. Ответственным за это является управление юстиции (в Германии президент суда земли) в качестве органа служебного надзора. Служебный надзор не может вмешиваться в правовое консультирование или оформление документов, за исключением случаев, когда очевидно нарушение закона.
Принцип квот и должностные округа обеспечивают существование нотариуса и его независимость. Необходимо также наличие законодательного положения о нотариальных сборах, чтобы избежать ценовой конкуренции. Структура положения о сборах должна обеспечивать нотариусу приемлемый доход. Оно также должно обеспечивать социальный баланс между клиентами, например, чтобы нуждающиеся граждане могли пользоваться нотариальными услугами, даже если они не платежеспособны (принцип социального государства).
Нотариус несет личную ответственность за ошибки и должен соответственно иметь договор страхования профессиональной ответственности.
Нотариус должен соблюдать абсолютную тайну, в частности, по отношению к государству (например, обыск возможен только при конкретном подозрении и при наличии постановления суда). Гражданин должен быть уверен, что его личная сфера абсолютно защищена, и что он может полностью довериться нотариусу.
Нотариус несет дисциплинарную ответственность перед надзорным органом. Если он совершает служебные проступки, то надзорный орган возбуждает в отношении него дисциплинарное производство, просто жалобы граждан не являются причиной для этого, поскольку это жалобы на некачественное правовое консультирование, а не на нарушения профессиональных обязанностей. Так, органом по рассмотрению жалоб является нотариальная палата.
В зависимости от тяжести проступка надзорный орган может в качестве наказания объявить выговор, назначить денежный штраф или отстранить от должности. Против такого наказания нотариус может подать жалобу. В этом случае решение принимает суд. В Германии — специальная коллегия Высшего земельного суда.
III. НОТАРИАЛЬНАЯ ПАЛАТА
Частный нотариат эффективен только в рамках сильной структуры самоуправления в виде нотариальной палаты, которой государство делегирует задачи по организации. Условием является:
обязательное членство и уплата взносов для каждого нотариуса;
демократическое устройство палаты;
деятельность членов избираемых органов на общественных началах;
возможность контроля в отношении профессионального поведения перед дисциплинарным производством;
создание профессиональных правил в дополнение к законам на основании предписаний закона (например, нормы о недопустимости рекламы);
развитие профессионального права;
представительство интересов в законодательных органах и в правительствах;
упорядочение подготовки сотрудников.
Управление юстиции не вправе отдавать указания нотариальной палате. Оно является ее партнером.

Д-p Штефан ЦИММЕРМАНН отримати повну версію статті