РОЛЬ НОТАРИУСА ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В ФРГ

АНТОН СИДОРОВ,
аспирант кафедры гражданского и трудового права юридического факультета Российского университета дружбы народов. В 2010 году окончил с отличием магистратуру юридического факультета Российского университета дружбы народов. Сфера научных интересов: гражданское и торговое право стран германской ветви континентальной системы права, сравнительное правоведение.
РОЛЬ НОТАРИУСА ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В ФРГ
Рассматриваются положения гражданского и торгового права ФРГ, которые регулируют деятельность нотариусов при удостоверении сделок при передаче предприятия. Затронуты вопросы различных способов приобретения предприятия, получения фактического экономического контроля над ним; соотношения общих и специальных условий договоров; случаи обязательного участия нотариуса в сделках с предприятием. Сопоставляются положения законодательства ФРГ и России, затрагивающие деятельность нотариуса при осуществлении сделок с предприятием
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
предприятие, нотариус, гражданское право ФРГ, торговое право ФРГ, действительность сделки, земельный участок, купля-продажа доли.
The article deals with the rules of German civil and commercial legislation regarding the activities of notaries in the transaction with enterprises. Matters of acquiring control over the enterprise, obligatory participation of notary in transfer of enterprise are also thrown particular light upon.
KEY WORDS:
enterprise, notary, German civil law, German trade law, validity of contract, parcel of land, shares sale.
В Федеративной Республике Германия нотариусы играют важную роль в процессе передачи предприятия от одного лица к другому. В ряде случаев, предусмотренных действующим гражданским и торговым законодательством, предприятие не может быть передано другому лицу, если не соблюдена нотариальная форма совершения сделки, хотя сама по себе передача предприятия от одного лица другому не обязательно требует участия нотариуса.
Несоблюдение требований законодательства ФРГ в части отсутствия нотариального удостоверения сделки в случаях, когда такое удостоверение является обязательным, влечет за собой недействительность сделки [9, с. 380], и, как следствие, такая сделка не порождает правовых последствий.
Целью настоящей статьи является анализ положений действующего гражданского и торгового законодательства Федеративной Республики Германия в части обязательного участия нота­риуса в сделках по передаче предприятия.
В первую очередь необходимо учитывать, что ФРГ относится к числу стран с дуалистической системой частного права. Это означает, что в стране одновременно действует гражданское право и торговое право, что нашло свое отражение в принятии в 1896 году Германского гражданского уложения (далее — ГГУ) и Германского торгового уложения (далее — ГТУ), которые продолжают применяться до сих пор. Одно из следствий дуалистической модели частного права состоит в том, что при сделках с предприятием стороны руководствуются одновременно положениями и торгового, и гражданского права, чьи нормы дополняют друг друга.
Во вторую очередь, говоря о передаче пред­приятия, необходимо учитывать его правовую природу. В действующем германском законодательстве понятие «предприятие» (Unternehmen) отсутствует как таковое. Большинство немецких ученых-юристов исходят из синонимичности понятий «предприятие» и «торговое дело» (Handelsgeschäft), которое заключается в деятельности, создаваемой усилиями коммерсанта, предпринимателя (Kaufmann, Unternehmer), позволяющей ему извлекать от использования материальных элементов, входящих в состав предприятия, значительно большие экономические выгоды по сравнению с их обычным применением. [18, s. 107].
Правда, следует заметить, что идею идентичности понятий «Unternehmen» и «Handelsgeschäft» поддерживают не все немецкие ученые [17, s. 315–316].
Наибольшее распространение в немецкой юридической литературе получило представление о том, что совокупность всех элементов, входящих в состав предприятия, можно разделить на две основные группы: группу материальных элементов и группу нематериальных элементов [2, Т. 1, с. 176]. К группе материальных элементов относятся денежные средства, все движимое и недвижимое имущество.
К группе нематериальных элементов относятся все исключительные права на объекты интеллектуальной собственности предприятия: авторские права, патенты, товарные знаки; право на фирменное наименование (фирму); все обязательства и права требования, возникающие из заключенных сделок.
К этой же группе нематериальных элементов также относятся так называемые «шансы предприятия», клиентела, т.е. то положение, которое предприятие занимает на рынке [23, s. 69, 138–140]. В эту же группу немецкие юристы относят и трудовые отношения с работниками предприятия, поскольку неотъемлемым условием успешной деятельности любого предприятия является квалифицированная рабочая сила. Впрочем, существуют также мнения немецких правоведов, согласно которым взаимоотношения с сотрудниками предприятия выделяются или в отдельную подгруппу в группе нематериальных элементов, или даже в самостоятельную группу персональных элементов [2, Т. 1, с. 176–177; 10, s. 12].
Действующее германское законодательство, в частности — § 613а ГГУ и §§ 22, 25 ГТУ исходит из возможности передачи предприятия как единого целого, как единого объекта. В то же время ни Гражданское, ни Торговое уложение не содержат каких-либо специальных норм для договора купли-продажи предприятия. Такое положение породило в германской юридической литературе точку зрения, согласно которой форма сделки с предприятием является свободной, т.е. при заключении сделки о передаче предприятия стороны самостоятельно определяют ее форму [11, s. 22]. Судебная практика поддерживает такой подход [20, s. 428].
Отсутствие обязательных требований к форме сделки по передаче предприятия и к договору, по которому предприятие передается, вовсе не означает, что этот вопрос вообще оставлен без правового регулирования.
Существующая практика исходит из того, что при переходе предприятия от старого владельца к новому применяются общие положения действующего в ФРГ гражданского и торгового права. В частности, если предприятие передается по договору купли-продажи, то к такой сделке применяются положения § 433 ГГУ, посвященные договору купли-продажи [22, s. 6].

ПРИОБРЕТЕНИЕ КОМПАНИИ — ПРОЦЕСС, ТРЕБУЮЩИЙ ЗНАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРИСТАЛЬНОГО ВНИМАНИЯ К ДЕТАЛЯМ
Таким образом, если в состав передаваемых предприятий входят земельные участки, договор купли-продажи предприятия подлежит обязательному нотариальному удостоверению. Это предусмотрено пунктом 1 § 311b ГГУ: «Договор, согласно которому одна сторона принимает обязательство передать или приобрести право собственности на земельный участок, требует нотариального удостоверения. Договор, заключенный без соблюдения этой формы, по своему содержанию действителен в целом, если состоится передача права собственности и внесение записи в поземельную книгу» [3, с. 71].
В соответствии с нормами, изложенными в § 873 ГГУ, для передачи права собственности на земельный участок, для обременения земельного участка правом, а также передачи или обременения такого права необходимы соглашения правомочного лица и другой стороны об изменениях в правах и внесение изменений в поземельную книгу, если законом не преду­смотрено иное; до момента регистрации изменений стороны связаны соглашением только при условии, что соответствующие заявления нотариально удостоверены, либо совершены в органе, в котором ведется поземельная книга, либо поданы в этот орган, либо правомочное лицо выдало другой стороне разрешение на внесение записи, составленное в соответствии с Положениями о поземельных книгах [3, с. 251].

АНТОН СИДОРОВ отримати повну версію статті