ПРАВОСУДИЕ И НОТАРИАТ

МАРИЯ САЗОНОВА,
президент Федеральной нотариальной палаты РФ
ПРАВОСУДИЕ И НОТАРИАТ
1. Суд и нотариат: общие черты и основные отличия. Система нотариата исторически связана с органами судебной власти и оказывает содействие судам в осуществлении их полномочий по осуществлению правосудия в самых различных направлениях. Особенно это характерно для системы Латинского нотариата, модель которого реализована в России, и в целом в 81 государстве нашей планеты .
1.1. Есть определенное сходство институтов судебной власти и нотариата, а также правового статуса судьи и нотариуса. Во-первых, суды и нотариат осуществляют свои публично-правовые полномочия от имени государства, поскольку суды выносят решения именем Российской Федерации (ст. 194 ГПК, ст. 167 AПK), a нотариусы совершают нотариальные действия от имени Российской Федерации (ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).
Во-вторых, публично-правовой статус судьи и нотариуса как лиц, находящихся на службе государства и общества, накладывает существенный отпечаток на осуществление ими своих профессиональных обязанностей и характеризует содержание судебной и нотариальной деятельности. В силу этого судья обязан принять любое дело, по которому он является компетентным, а нотариус не вправе выбирать, с кем он желает работать, поскольку обязан оказать квалифицированную юридическую помощь любому лицу, которое обратилось за совершением нотариального действия. Главным условием здесь выступает отсутствие противоречий закону предполагаемых заинтересованными лицами юридических действий.
В-третьих, исходя из предыдущих соображений, имеется ряд общих принципов организации и деятельности судов и органов нотариата. Например, как нотариусы, так и судьи руководствуются при осуществлении своих полномочий Конституцией России и федеральными законами. Кроме того, они независимы по самому статусу своей юридической профессии. Судья и нотариус должны быть беспристрастны в отношении участников судопроизводства либо нотариального производства, в равной степени действуют правила соблюдения языка и многие другие.
В-четвертых, важным является общегосударственный статус судебной и нотариальной систем. Процессуальное законодательство прямо отнесено в соответствии со ст. 71 Конституции России к ведению Российской Федерации, а нотариат, согласно ст. 72 Конституции России, — к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации. Вместе с тем преимущественным и в нотариате является правовое регулирование на федеральном уровне. Такой единый подход в правовом регулировании судебной и нотариальной деятельности крайне важен, поскольку две указанные системы являются одним из цементирующих факторов сохранения единства России и существования единого правового пространства, обеспечивающего общий стандарт юридической защиты прав граждан и организаций.
В-пятых, профессии судьи и нотариуса относятся к ряду тех, которые характеризуются презумпцией знания российского законодательства. Судья и нотариус не вправе уклониться от разрешения конкретного правового вопроса, поставленного перед ними лицами, обратившимися за судебной защитой или совершением нотариального действия. Профессия судьи и нотариуса не знает специализации, которая характерна для следователей, адвокатов, аудиторов и др. Презумпция знания права определяет повышенные требования к уровню квалификации судьи и нотариуса.
В-шестых, установлен особый доступ к судебной и нотариальной профессии, связанный с повышенными квалификационными требованиями к судье и нотариусу и характером их подготовки к исполнению своей профессии. В разных странах существуют разные модели подготовки к судебной и нотариальной профессии, однако практически везде они сложны, связаны с получением дополнительного образования и практических навыков, не охватываемых общим стандартом высшего юридического образования.
В-седьмых, судопроизводство и нотариальное производство, несмотря на ряд существенных отличий, характеризуются процессуально-процедурной сложностью деятельности суда и нотариуса. Соблюдение правил каждого из видов деятельности имеет существенное юридическое значение и влияет на оценку ее результата — судебного или нотариального акта.
1.2. Разумеется, между судебной и нотариальной деятельностью существуют и существенные отличия, объясняемые их различной правовой природой и местом в правовой системе нашей страны. Судебная деятельность представляет собой по содержанию правосудие, которое, как известно, осуществляется только судом (ст. 118 Конституции России), в связи с чем судебные функции носят исключительный и монопольный характер. Нотариальные функции, к сожалению, не мононольны, что, на мой взгляд, должно быть преодолено по мере развития статуса нотариальной профессии в интересах обеспечения защиты прав граждан и организации для исключения доступа к этой деятельности лиц, которые не в состоянии обеспечить выполнение нотариальных полномочий на должном уровне. В этом плане различен статус судьи и нотариуса как представителей публичной власти.
Вместе с тем функции нотариата представляют собой в широком социально-правовом контексте предупредительное правосудие, направленное на предупреждение споров и оказание содействия и помощи судам в реализации их функций. Поэтому нотариат является органом бесспорной гражданской юрисдикции, в отличие от судов, рассматривающих по общему правилу споры и только в исключительных случаях дела бесспорного характера.
Отсюда вытекает и различие компетенции суда и нотариуса. Нотариальная деятельность в системе органов гражданской юрисдикции осуществляется в бесспорной форме. Нотариус работает в несостязательной сфере, его область — это бесспорная юрисдикция. При возникновении конфликтной ситуации, когда предпринятые нотариусом меры к сближению позиций сторон оказались напрасными, нотариус обязан устраниться от разрешения данного дела и рекомендовать сторонам обратиться в суд за разрешением спора, поскольку разрешение споров в сфере гражданской юрисдикции — прерогатива суда.
Кроме того, в силу принципа состязательности суд вмешивается в ход судопроизводства и доказательственную деятельность сторон в ограниченном объеме. Нотариус же обязан быть активным, и в его полномочия входит защита прав участников нотариального производства и других лиц, права которых затрагиваются совершением нотариального действия. Поэтому нотариус должен быть достаточно активным в защите прав, иметь обязанность консультирования. В этом плане главная задача нотариуса — предупреждение всех заинтересованных лиц о последствиях совершаемых ими юридически значимых действий, для того чтобы они могли оценить будущий результат того либо иного нотариального действия.
Эту роль нотариуса как особого незаинтересованного юридического советника выразил лучше всего Советник Реаль в своих многократно цитировавшихся словах при представлении Закона 25 вантоза в Государственном совете Франции в 1803 г.:
«Наряду с другими должностными лицами, которые разрешают споры, общественное спокойствие требует наличия и иных должностных лиц, которые, будучи незаинтересованными советниками сторон и беспристрастными выразителями их воли, ставят стороны в известность о значении договорных обязательств, в которые они вступают, ясно выражая их содержание, придают им характер аутентичного акта и силу судебного решения, не подлежащего обжалованию, сохраняя память о них навечно и верно, препятствуют возникновению конфликтов между добросовестными людьми и лишают людей алчных, рассчитывающих на успех, желания возбуждения несправедливого притязания.
Этими незаинтересованными советниками, этими беспристрастными составителями, этими своеобразными добровольными судьями, бесповоротно обязывающими стороны соглашения, являются нотариусы, а этим институтом — нотариат» .
Различна и степень обязательности судебных и нотариальных актов. Судебные решения, постановления и определения имеют общеобязательный характер, обязательны для исполнения всеми органами и лицами, а в случае необходимости их принудительная реализация обеспечивается системой исполнительного производства и службой судебных приставов. Нотариальные действия совершаются на основе соглашения сторон и поэтому за исключениями, установленными ФЗ «Об исполнительном производстве» (нотариально удостоверенных соглашений об уплате алиментов и исполнительных надписей), исполнительной силы не имеют, и принудить к принудительному исполнению другую сторону нотариального действия может только суд.
Кроме того, судебная деятельность полностью финансируется за счет государства. Нотариальная деятельность финансируется государством только в части деятельности государственных нотариусов. Что касается небюджетного нотариата, то он строится на принципе самофинансирования и отсутствия дотаций со стороны государства.
2. Основные направления содействия нотариата органам судебной власти в осуществлении функций правосудия. Суды в силу конституционно-правовых полномочий должны рассмотреть в разумные сроки все дела, отнесенные к их компетенции. Поэтому возникает необходимость разгрузки судов от тех дел, которые могут быть разрешены в досудебном и внесудебном порядке, освобождая время судей для разрешения действительно наиболее важных и значимых дел.
В этом плане современный Российский нотариат позволяет решать следующие задачи применительно к правосудию, оказывая содействие судебной системе, разгружая суды от дел относительно бесспорного либо полностью бесспорного характера, а также предупреждая само возникновение споров в судах.
Во-первых, нотариат снижает спорность отношений гражданского оборота. Защита прав и законных интересов заинтересованных лиц в нотариальном производстве происходит путем выяснения нотариусом воли сторон на этапе согласования условий сделки или иного нотариально акта, тем самым профилактически снижая количество гражданско-правовых споров в судах. В этом плане нотариусы выступают в качестве медиаторов, примиряя и согласуя порой разнонаправленные юридические интересы, разъясняя последствия совершаемых юридических действий и внося определенность в будущие отношения участников гражданского оборота.
Во-вторых, нотариат облегчает и ускоряет рассмотрение гражданских споров в судах. Данное обстоятельство связано с особой доказательственной силой, наличием качеств фактической бесспорности у нотариальных актов, что упрощает задачу суда по установлению действительных обстоятельств дела и об истинных правах и обязанностях сторон. Нотариальные акты менее опровержимы, чем документы в простой письменной форме. По существу, вся нотариальная деятельность направлена на создание квалифицированных письменных доказательств, что снижает спорность отношений гражданского оборота и облегчает процесс доказывания. Ведь сам институт нотариата возник в ту эпоху, когда на смену доказательству устному пришло доказательство письменное.
Кроме того, ряд нотариальных действий направлен прямо на закрепление доказательств для будущих судебных процессов, в частности, речь идет о таком нотариальном действии как обеспечение доказательств.
В-третьих, нотариат уменьшает абсолютное количество дел в судах в случае передачи нотариусу дел бесспорного характера. Это полномочие нотариуса происходит из признания исполнительной силы нотариальных актов, когда реализация вытекающих из них прав и исполнение обязанностей, в том числе принудительная, происходит вне судебной процедуры. Речь идет о нотариальных соглашениях и исполнительных надписях, отнесенных законом к числу исполнительных документов.
При этом следует подчеркнуть, что нотариальная деятельность достаточно строго урегулирована с процессуальной точки зрения федеральными законами, нотариус не вправе совершать какие-либо действия без обращения заинтересованных лиц, что сохраняет достаточно высокий уровень юридических гарантий для участников нотариальных действий и позволяет им защитить свои права, а в случае несогласия с действиями нотариуса — оспорить их в суде.
В конечном счете, такая работа органов нотариата приводит к экономии государственных средств и в целом средств общества на содержание юридической инфраструктуры и защиту прав, что немаловажно в условиях глобального экономического кризиса. Общеизвестно, что развитая система нотариата в странах системы гражданского права по сравнению со странами системы общего права снижает стоимость администрации правосудия для государства в 3–5 раз .
3. Немного статистики. Проиллюстрируем приведенные данные цифрами. Проведенный по поручению Федеральной нотариальной палаты Центром нотариальных исследований в 2006 году анализ статистики спорности отношений, связанных с нотариальной деятельностью, показал, что нотариат России обеспечивает реальную бесспорность отношений гражданского оборота . За основу исследования были взяты соотношение общего количества совершенных нотариальных действий и заявлений, подаваемых в порядке главы 37 ГПК РФ (ранее главы 32 ГПК РСФСР) об оспаривании совершенных нотариальных действий или отказа в их совершении, а также соотношение общего количества выданных нотариусами свидетельств о праве на наследство, удостоверенных завещаний и наследственных споров в судах. Выборка по главе 37 ГПК и наследственным спорам связана с тем, что данные категории споров особо учитываются в судебной статистике России. Для анализа был взят период с 1997 по 2005 годы.
Анализ статистики показал следующее. Например, в Московской области с 1998 г. по 2005 г. количество совершенных нотариальных действий составило в росте от 1353640 до 5154820, а количество заявлений в порядке главы 37 ГПК РФ составило в росте от 57 до 124. Таким образом, средняя спорность нотариальных актов за это время составила 0,00025 % (!!!). Даже если учесть, что примерно четыре пятых нотариальных действий — это копии и свидетельствование подписей на заявлении, то и в этом случае спорность нотариальных актов не превысит 0,001 % (!!!). Соотношение наследственных дел (рост за этот же период от 41817 свидетельств о праве на наследство до 97253 свидетельства, от 17893 завещаний до 38758) и наследственных споров не превысило в Московской области за это время 0,41%.
Приведем для примера соотношение еще по ряду крупных регионов, поскольку вся цифровая информация опубликована в журнале «Нотариальный вестник». По Санкт-Петербургу, где количество совершенных нотариальных действий в 2005 году достигло 6511475, средняя спорность по всем нотариальным действиям составила за период 1997–2005 гг. 0,00013 %, а по наследственным делам — 0,102 %.
Средние подсчеты были проведены по 52 субъектам Федерации, поэтому такая статистика вполне репрезентативна и показала, что средняя спорность нотариальных действий составила по указанным 52 регионам России за последние 9 лет 0,000508 %, а по наследственным делам — 0,477 %. Таким образом, нотариат как система реально обеспечивает бесспорность отношений гражданского оборота, в том числе и в сфере, которая осталась в обязательной компетенции нотариусов — наследственных делах.
Интересно также, что в ряде регионов России обнаружилась спорность наследственных дел гораздо выше среднероссийской, в частности, в Республике Башкортостан (1,07 %), Республике Калмыкия (2,31 %), Тверской области (6,22 %) и Челябинской области (5,59 %). Оказалось, что до недавнего времени наследственные дела вели государственные нотариусы, и именно этим и объясняется большая спорность данных дел. В таком случае можно сказать, что комментарии излишни, когда мы сравниваем эффективность государственного и Латинского нотариата.
Позднее статистические данные за 2008 год показали примерно такие же результаты. Приведем только несколько цифр. Так, в 2008 году было совершено всего 96.333.639 нотариальных действий. За этот же год по данным Судебного департамента при Верховном Суде России было окончено рассмотрением 2238 заявлений в порядке главы 37 ГПК «Рассмотрение заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении», в том числе с удовлетворением было вынесено всего 836 судебных решений на более чем 96 миллионов нотариальных действий . Таким образом, соотношение общего количества заявлений в порядке главы 37 ГПК и общего количества совершенных нотариальных действий показало спорность в размере 0,0000232 %. Даже если учесть, что примерно половину нотариальных действий составляет удостоверение копий (точнее в 2008 году удостоверено 46.395.277 копий), то и в этом случае процент спорности отношений гражданского оборота, обеспечиваемых нотариусом, будет составлять тысячные доли процентов.
Российская статистика в целом соответствует европейской. Например, во Франции споры, связанные с 4,5 миллионами ежегодно совершаемых нотариальных актов, не превышают показатель 0,04 на тысячу, что является показательно низким коэффициентом .
4. Основные проблемы, затрудняющие оказание нотариатом помощи органам судебной власти, и предложения по их решению. Здесь можно выделить много направлений, но выделим только четыре основных и наиболее значимых.
Во-первых, это задержка принятия нового Федерального закона о нотариате, основанного на современной модели нотариата. Речь идет об отражении активной роли нотариуса в гражданском обороте. В рамках такой активной модели перед нотариатом должна быть поставлена задача по комплексному оказанию юридической помощи всем заинтересованным участникам гражданского оборота на равных условиях, с наличием полномочий по сбору всех необходимых документов для совершения нотариального действия, проверки достоверности всего фактического состава, тем самым освобождения граждан и организаций от необходимости обращения к органам власти и различным посредникам за сбором документов. Такая модель позволит еще более повысить бесспорность отношений гражданского оборота и реально разгрузить суды от дел, которые могут быть успешно разрешены на досудебной стадии, с одновременным усилением государственного контроля за нотариальной деятельностью.
Поэтому в проекте нового Федерального закона о нотариате предполагается придание нотариальным актам повышенной доказательственной и исполнительной силы, что также увеличит роль правовых гарантий для граждан и организаций при обращении за правовой помощью нотариуса.
Во-вторых, по мнению большого числа видных представителей юридической науки, которое поддерживается и Федеральной нотариальной палатой, необходимо более активно и шире использовать потенциал нотариата для досудебного урегулирования. Возьмем, к примеру, процедуры медиации. О необходимости ее развития говорит Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007–2011 годы, утвержденная постановлением Правительства России от 21.09.2006 г. № 583.
В проекте Федерального закона о нотариате предлагается с целью оказания содействия осуществлению правосудия наделить нотариуса полномочиями по удостоверению соглашения, достигнутого в ходе примирительных процедур, с приданием нотариальным актам исполнительной силы. Такой подход современен и актуален, соответствует современным тенденциям развития права.
Важным с точки зрения участников процесса медиации является и то обстоятельство, что проведение медиации по общему правилу означает для нотариуса одновременно оказание участникам конфликта квалифицированной юридической помощи. Поэтому если для многих категорий юристов и других лиц занятие медиацией может стать дополнительной работой, то для нотариуса медиация — служебная деятельность, возложенная на него в силу закона.
Что касается примирительной процедуры с участием посредника, то ни в коем случае речь не идет о введении обязательного нотариального удостоверения соглашений об урегулировании спора: стороны сами, с учетом существующих обстоятельств, решают какую форму — простую письменную или нотариальную — они будут использовать для их соглашения. Задача законодателя здесь — предоставить набор правовых средств с их преимуществами и недостатками, а окончательный выбор должны делать заинтересованные лица. Поэтому в проекте не создается новая юридическая монополия.
Нотариальное удостоверение соглашения, достигнутого сторонами в результате обращения к посреднику или непосредственно с участием нотариуса, будет способствовать созданию эффективной процедуры исполнения таких соглашений, без ущерба их юридическому качеству, ограничивать злоупотребление правом одной из сторон. Поэтому нотариальная форма удостоверения и исполнения соглашения об урегулировании спора будет выступать как один из специальных вариантов, который не превалирует и не замещает другие возможности сторон.
С целью повышения профессионализма нотариусов в сфере медиации в апреле 2009 г. Правлением ФНП была утверждена Примерная программа повышения квалификации нотариусов «Медиация в нотариальной практике», на основе которой уже ведутся занятия на ФПК в ведущих юридических вузах нашей страны.
В-третьих, следует обсудить вопрос о расширении круга нотариальных актов, которые бы могли иметь силу и правовой статус исполнительного документа. В настоящее время это согласно ст. 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов и исполнительные надписи, в том числе по договорам залога. Кроме того, исполнительная сила нотариальных актов признается в ряде международных соглашений, участницей которых является Российская Федерация. В частности, подобные положения содержатся в ст. 51 Минской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22.01.1993 г.), в ст. 26 Договора между СССР и Италией о правовой помощи по гражданским делам, в ст. 52 Договора между Россией и Польшей о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам.
Придание исполнительной силы большему числу нотариальных актов, например, более широкое использование исполнительных надписей, придание исполнительной силы другим нотариально удостоверенным соглашениям, актам протеста векселей позволит при сохранении последующего судебного контроля освободить суды от разрешения бесспорных дел, высвободит время судей для действительно спорных и сложных процессов, будет полезной мерой в экономическом плане для ускорения возврата денежных средств кредиторам.
Проект Федерального закона о нотариате предполагает расширение возможностей использования исполнительной надписи нотариуса, что будет существенно разгружать суды от дел бесспорного характера.
Другой аспект — не менее важный — это международно-правовой. В силу международных договоров России необходимо не только сохранение института исполнительной надписи нотариуса, но и расширение упрощенных форм взыскания через нотариуса, поскольку в противном случае снизится уровень правовой защищенности участников гражданского оборота России по сравнению с иностранными лицами. Если иностранные лица смогут прибегнуть к данному способу правовой защиты, то российские лица при отказе законодателя от исполнительной надписи либо резкого сужения возможности ее использования будут в более уязвимом положении. Ведь в любом случае, даже при существенном упрощении процессуальной формы в гражданском и арбитражном процессе, обращение к суду является более сложной и затратной с точки зрения времени процедурой. Поэтому не случайно, что исполнительная сила нотариальных актов установлена практически во всех государствах Латинского нотариата и, кроме того, закреплена в международных договорах и документах Европейского союза (Регламент 44/2001) — одного из основных торговых партнеров нашей страны, а также в новой Луганской конвенции 2007 г.
Таким образом, будет важным в русле содействия органам правосудия расширить режим принудительного исполнения нотариально удостоверенных актов.
В-четвертых, важным является проведение обобщений судебной практики по спорам как с участием нотариусов, так и по делам, которые наиболее близко связаны с нотариальной деятельностью. Так, в ФНП обобщалась практика рассмотрения судами наследственных и семейных споров, применения главы 37 ГПК. В настоящее время с участием ФНП готовится постановление Пленума Верховного Суда России по наследственным делам.
В заключение хотелось бы отметить, что правосудие и нотариат как два важнейших института правовой системы России выполняют, в конечном счете, присущими им полномочиями одни и те же задачи по защите прав и законных интересов граждан и организаций, публичных и государственных интересов. Поэтому необходимо раскрыть и использовать в полной мере потенциал нотариата для решения задач осуществления правосудия в нашей стране.

МАРИЯ САЗОНОВА отримати повну версію статті