ПОПРОБУЕМ ДОГОВОРИТЬСЯ?!

АНТОНИНА СЕЛИВАНОВА,
адвокат адвокатской компании «Юридические традиции», медиатор
ПОПРОБУЕМ ДОГОВОРИТЬСЯ?!
Во всем мире медиация является одной из самых популярных форм урегулирования споров. Статистика развитых стран показывает, что 83–85 % всех процедур медиации успешны. При этом в Украине медиация только начинает свое становление: немногим о ней известно, специалистов в этой области мало.
На протяжении своей многолетней юридической практики в судах общей и специальной юрисдикции (хозяйственных, административных) я как адвокат очень часто сталкивалась с тем, что в большинстве спорных ситуаций можно найти обоюдовыгодное для сторон решение и не доводить дело до судебного рассмотрения. Ведь даже после принятия судебного решения, выигрышного для одной из сторон, исполнить его очень сложно, а порой и невозможно.
Когда же спор заканчивался заключением мирового соглашения, какие позитивные эмоции испытывали и сами стороны, и их представители. При этом случаев принудительного исполнения мировых соглашений в моей практике не было.
Таким образом, часто наблюдая бессмысленность и бесполезность судебных разбирательств, я и пришла к мысли о результативности медиации, позволяющей участникам спора добровольно урегулировать разногласия.
Медиатор поддерживает стороны конфликта, чтобы они могли сами начать искать решения своих проблем, не ожидая «приговора», подсказки, влияния «сверху» или «от авторитета», как это функционирует в судебном подходе. Целью урегулирования конфликта в медиации является не победа, а совместное движение в будущее. Участники медиации соглашаются работать ради результата и совместно идти к нему путем переговоров.
Цель медиации — создать и сохранить (удержать) договоренности сторон, достичь понимания конфликта, обнаруживая нереализованные потребности, сталкивающиеся интересы, найти способы их удовлетворения.
Медиация существенно экономит время, деньги и эмоциональные ресурсы сторон.
В моей профессиональной среде существует миф, что медиация — это очень просто, а значит, любой опытный юрист и так владеет всеми навыками, которые используются в ней, или (в крайнем случае) может подучиться им за несколько часов. Бытует также мнение, что любой способ достижения мирового соглашения между сторонами в ходе переговоров практически идентичен медиации, и многие юристы ею и так уже занимаются.
На самом деле медиация — специфически организованный процесс с четкими принципами, отличающими ее от других форм разрешения споров, и большим количеством специальных приемов, владение которыми и обеспечивает ее высокую эффективность.
Основным фактором для осуществления медиации является желание обеих сторон договориться. К сожалению, у нас в стране до сих пор господствует метод силового решения вопросов. Очень многие считают, что сесть за стол переговоров — значит потерять лицо, показать свою слабость, унизиться перед партнером. У нас существует убеждение, что лучше подключить какие-то свои ресурсы и решить проблему силой или же в крайнем случае идти в суд.
Учитывая вышесказанное, можно заявить, что для успешного и более широкого практического применения медиации в нашем обществе, прежде всего, требуется наличие образовательной составляющей, которая не должна ограничиваться только подготовкой медиаторов как отдельной профессии. Необходимо также формирование медиационных компетенций в самых разных областях деятельности — прежде всего управленческой, педагогической, юридической.
И начинать, мне кажется, необходимо с введения обязательности учебных дисциплин и курсов по альтернативным способам разрешения споров, в т.ч. медиации (как в старших классах средних школ, так и в профильных высших учебных заведениях).
Так, например, одна из типичных трудностей медиации — усадить стороны за стол переговоров. Статистический анализ обращений клиентов показал, что наибольшее количество людей (60 %) пришло к медиации в результате проведения тренингов и других видов обучения. Именно обучение дало потенциальным клиентам достаточно информации для того, чтобы поверить в эффективность метода, возможность разрешения их конкретной проблемы благодаря сотрудничеству с «противниками».
Второй важный момент — поддержка медиации со стороны государства не просто желательна, а крайне необходима.
В разных странах пути развития медиации похожи (хоть и имеют отличия), особенностью и одним из важных аспектов в этом процессе является формирование правовой базы. Изучение зарубежного опыта показывает, что не всегда наличие специального закона о медиации в национальном законодательстве отражает реальное развитие этого института в соответствующей стране. Можно проследить мировую тенденцию: все больше государств создают законодательную базу для альтернативных способов разрешения споров, в особенности для медиации. Несмотря на фактическое существование этого института в нашем обществе, на законодательном уровне его функционирование до сих пор не урегулировано — в Украине до сих пор нет закона о медиации.
Помимо принятия соответствующего закона, для формирования практической базы медиации предстоит решить ряд достаточно сложных задач, в числе которых формирование корпуса профессиональных медиаторов и разработка процессуальных механизмов взаимодействия медиации с судопроизводством.
И третий аспект — информирование населения и различных профессиональных групп как потенциальных пользователей медиации. По данным неформального опроса среди клиентов юридических фирм на вопрос «Насколько вам известен такой метод разрешения споров, как медиация?» — среди опрошенных лишь 4 % сказали, что хорошо знакомы с данным методом, 29 % — мало знакомы и 66 % — незнакомы абсолютно.
Формирование правильного представления о медиации в общественном сознании — огромная работа, это долгосрочная программа, но она необходима. В обществе данный подход разрешения споров только начинает применяться, открывает иной аспект отношения к конфликту, иную культуру поведения в конкретной ситуации. Такой подход, который без преувеличения способен изменить к лучшему качество жизни каждого человека.
Безусловными преимуществами медиации являются мирное разрешение споров, поиск гибких решений и удовлетворенность сторон результатами, сохранение отношений и т. д. Медиация способна самостоятельно и на равных конкурировать с другими процедурами разрешения споров, т. к. у каждого из них — своя ниша, свои преимущества и недостатки. К медиации не стоит относиться ни слишком критично, ни чересчур оптимистично. Важно понимать где, как и почему она работает. И работает эффективно.
Большинство специалистов в области юриспруденции заняты именно разрешением конфликтных ситуаций своих работодателей или клиентов. Парадокс заключается в том, что, занимаясь конфликтами, мы, юристы, в большинстве своем не владеем необходимыми знаниями и не имеем эффективных навыков работы в данной области. Мы вырабатываем правовые позиции, собираем доказательства, ведем позиционные переговоры и т. п. Тенденцией же нового времени, в том числе и юридической практики, является медленный поворот от принципа «проигрыш — выигрыш» к принципу «выигрыш — выигрыш».
В конкурентных условиях работы среди юристов на первый план выходят коммуникативные навыки и медиативные компетенции, в т. ч. умение вести переговоры, способность выявлять и работать с интересами клиентов, их контрагентов и партнеров. Знания о структуре и динамике конфликта позволят юристу произвести правильную диагностику конфликтной ситуации и предложить наиболее действенный способ ее разрешения. Профессиональная работа медиатора с интересами сторон и знание поведенческой психологии человека в конфликте помогают конфликтующим сторонам договариваться. Умение вести переговоры и использовать коммуникативные техники признано во всем мире навыком, без которого юрист не может быть успешным профессионалом.
Очень показательным является тот факт, что в европейских учебных заведениях, занимающихся подготовкой юристов, переговоры и другие альтернативные способы разрешения конфликтов входят в число 25-ти самых востребованных студентами дисциплин.
Безусловно, для развития медиации в Украине в качестве отдельного самостоятельного направления альтернативного разрешения споров недостаточно лишь ее нормативного регулирования, необходимо формирование определенных традиций и правовой культуры.
Мы много говорим о становлении гражданского общества, в котором юридически обеспечены и политически защищены основные права и свободы личности, в силу чего оно может считаться цивилизованным. Именно одним из показателей зрелости гражданского общества является умение его членов нести ответственность за свои действия и не перекладывать решение проблем на кого-то другого. Как раз этому и учит медиация.

Антонина Селиванова отримати повну версію статті