ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО (ДОСУДЕБНОГО) ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В ЗАРУБЕЖНОМ ПРАВЕ

АЛЕКСАНДР БЕГИЧЕВ,
кандидат юридических наук, доцент кафедры адвокатуры и нотариата Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина
ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО (ДОСУДЕБНОГО) ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В ЗАРУБЕЖНОМ ПРАВЕ
Современный этап развития российского общества связан с приоритетом защиты общечеловеческих ценностей и характеризуется изменением функций российских судов. Ориентация действующего гражданского и арбитражного процессов на усиление состязательности сторон и их процессуальной активности потребовала пересмотра многих проблем, возникающих при установлении обстоятельств по гражданским и арбитражным делам, связанных с доказательственным правом. Для всестороннего и объективного рассмотрения дела суд обязан способствовать заинтересованным лицам в закреплении доказательств. До возбуждения дела в суде таким правом обладают нотариусы.
Совершение нотариального действия по обеспечению доказательств направлено на закрепление фактов и обстоятельств, необходимых гражданам и юридическим лицам в будущем для защиты их прав в суде. В случае спора в суде нотариально удостоверенное обеспечение доказательств облегчает заинтересованной стороне отстаивание своих прав и законных интересов.
Для того чтобы определить границы возможного развития института предварительного (досудебного) обеспечения доказательств в России, рассмотрим, как данный институт представлен в законодательстве иностранных государств.
Гражданско-процессуальное и арбитражное законодательство любого иностранного государства имеет свою специфику, которая обусловлена историческими, национальными и культурными традициями, особенностями политического устройства общества и другими факторами. Такая специфика проявляется как в содержании основных гражданско-правовых институтов, так и в правоприменительной деятельности отдельных субъектов, в том числе связанной с процессом доказывания.
Отдельные положения о предварительном обеспечении доказательств также можно обнаружить в гражданском процессе зарубежных стран как англосаксонской, так и романо-германской правовых семей. При этом порядок обеспечения специфичен для каждой правовой системы, поскольку объем и содержание его юридической регламентации различны.
К примеру, в Англии «распространенной формой обеспечения доказательств является аффидевит — письменные показания под присягой» . Аффидевит составляется стороной под присягой и заверяется специальным уполномоченным лицом, которым зачастую выступает государственный нотариус, что похоже на российское обеспечение доказательств нотариусом до возбуждения дела в суде .
Право подтвердить показания есть также у комиссара по приведению к присяге, практикующего солиситора, судьи местного суда, окружного и мирового судьи и др. Аналогичным образом аффидевит используется и в других странах англосаксонской правовой семьи.
В США процедура предварительного обеспечения доказательств урегулирована в ст. 27 Федеральных Правил Гражданского Процесса. Данная норма уполномочивает судей первой инстанции по ходатайству потенциальных участников гражданского процесса обеспечить последних механизмами раскрытия доказательств с целью предотвращения вынесения неправосудного решения (failure of justice) либо затягивания судебного разбирательства.
Как указывает В.К. Пучинский, такое ходатайство должно содержать характеристику спора и отношение к нему заявителя. Кроме того, в нем необходимо указать, почему невозможно немедленно возбудить дело, факты, которые нужно выяснить, и мотивы, объясняющие целесообразность быстрых действий. В ходатайстве должны быть приведены контактная информация вероятных участников процесса и допрашиваемых лиц, а также суть ожидаемых показаний .
Кроме того, для упрощения процедуры обеспечения доказательств американские суды выдают приказ об их обеспечении (preservation order). Поскольку в федеральном законодательстве нет специальных норм, регулирующих процедуру выдачи данного вида приказа, соответствующие правила были выработаны в рамках права справедливости (equity law) на уровне судебной практики штатов, а также комментариев юристов.

АЛЕКСАНДР БЕГИЧЕВ отримати повну версію статті