ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НОТАРИАТА В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

ЕВГЕНИЙ МИЗИНЦЕВ,
помощник нотариуса г. Москвы, кандидат юридических наук
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НОТАРИАТА В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Развитие национальных экономик и интернационализация экономических процессов в Восточной и Юго-Восточной Азии создают объективную потребность в функционировании эффективного нотариата. Только в последнее десятилетие новые законы о нотариате были приняты в Китайской Республике (Тайвань), 2001, в Камбодже (2001), в Индонезии (2004), во Вьетнаме (2006). Особого внимания заслуживает опыт реформирования нотариата в Китайской Народной Республике, где до последнего времени нотариат существовал в форме государственного нотариата и имел большое сходство с советской моделью.
1. ИСТОРИЯ НОТАРИАТА В КНР
Длительное время правовая система Китая развивалась независимо от европейского права. Китай не знал каких-либо правовых институтов, аналогичных континентально-европейскому нотариату, подразумевающему реализацию лицом свободной профессии, полученных от государства полномочий по приданию юридической силы частным соглашениям. Уже в последние годы правления династии Цин (1644–1911) в Китае началась рецепция европейского права, которая осуществлялась либо путем его прямого заимствования, либо путем заимствования из японского права. 30 июля 1935 года Правительством Китайской Республики были приняты Временные положения о нотариальной деятельности, которые действовали на территории, находящейся под юрисдикцией городского суда Нанкина, являвшегося в то время столицей Китайской Республики. 1 апреля 1936 года там же, в Нанкине, была учреждена первая нотариальная контора в Китае.
31 марта 1943 года в Китайской Республике, на территории, контролируемой партией Гоминьдан, по образцу Закона о нотариате Японии 1908 года был принят Закон о нотариате. Нотариальные отделения были учреждены в большинстве окружных судов. Постепенно на освобожденных от японской оккупации территориях стали возникать нотариальные конторы при народных судах в Харбине, Ше¬ньяне, Шицзячжуане, Шанхае и других крупных городах.
1 октября 1949 года после победы Народно-освободительной армии Китая над группировками Гоминьдана на континенте в Пекине была провозглашена Китайская Народная Республика. 3 сентября 1951 года было принято Временное положение об организации народных судов КНР, предусматривавшее учреждение нотариальных отделений при народных судах. Во время восстановления государственной экономики и социалистического реформирования промышленности и торговли (первый пятилетний план 1953–1957 гг.) нотариальная деятельность практически ограничивалась удостоверением различных договоров между государственными предприятиями с одной стороны и частными промышленным и торговым бизнесом с другой. В 1956 году из 224 тысяч совершенных нота¬риальных действий 80% касались экономических контрактов между частными и государственными предприятиями . Вследствие возросшего объема работы судебных органов в 1956 году Государственный совет постановил учредить нотариальные конторы вне судов. Конторы были организованы под надзором Министерства юстиции КНР в городах с населением более 300 тысяч человек. К 1957 году в 50 городах Китая были нотариальные конторы, а 550 судов совершали нотариальные действия наряду с выполнением своих судебных функций .
Это был «период процветания нотариата в Китае, он играл важную роль в его правовом устройстве» .
С 1958 года в Китае началась экономическая и политическая кампания, получившая название «Большой скачок», направленная на укрепление индустриальной базы и резкий подъем экономики страны. В результате распространения экстремистских политических идей в 1959 году на территории всей страны были упразднены судебные и административные органы. Нотариальные конторы не избежали этой участи. Лишь несколько нотариальных отделений при народных судах в нескольких крупных городах, таких как Пекин, Шанхай и Гуанчжоу, продолжали осуществлять свою деятельность, совершая незначительное количество нотариальных действий в соответствии с потребностями международной торговли.
С 1978 года Китай предпринял попытку построить эффективную правовую систему, включавшую в себя освоение правовых концепций, правовых институтов и терминологии с Запада. 13 апреля 1982 года Государственный совет КНР принял Временное положение о нота¬риате в КНР, обеспечивавшее комплексное регулирование нотариальной деятельности . Согласно ему нотариальные конторы являлись государственными нотариальными организациями. Они должны были «приучать граждан к соблюдению закона и защищать социалистическую правовую систему, осуществляя нотариальную деятельность» (ст. 3 Временного положения). В 1984 году в Китае дейс¬твовали 2300 нотариальных контор, в которых работали 6600 нотариусов . В марте 1990 года в Пекине была учреждена Нотариальная палата Китайской Народной Республики. К концу 1990 года количество нотариусов в Китае достигло 15800. В 1990 году ими было совершено 6360000 нотариальных действий, что более чем в 40 раз превышало показатель 1980 года. Нотариат стал играть важную роль в развитии реформ, политике открытости, поддержке социалистической рыночной экономики, эффективной защите прав и интересов граждан и юридических лиц . В октябре 2003 года Нотариальная палата КНР стала членом Международного союза латинского нотариата.

ЕВГЕНИЙ МИЗИНЦЕВ отримати повну версію статті