Нотариус или налоговый агент?!

Вопрос о том, должен ли нотариус выполнять функции налогового агента с 1 января 2005 г., т.е. с момента вступления в действие положений ст. 22 Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22 мая 2003 г. № 889-IV, является насущным для представителей данного направления юриспруденции. Мало того, данный вопрос стал актуальным не только для нотариусов, но и для граждан Украины, столкнувшихся с проблемой отказа в совершении нотариального удостоверения сделок по отчуждению недвижимости.
Отсюда возникает ряд вопросов:
1. целесообразно ли было законодателю обременять нотариуса выполнением нетипичной для него фискальной функции в сфере налоговых отношений путем присвоения статуса налогового агента, и к тому же возлагать финансовую ответственность по целому ряду удостоверяемых сделок?
2. не нарушают ли нормы указанного Закона прав и интересов участников нотариального производства и соответствуют ли они Конституции Украины?
Понятно, что вопросы являются не риторическими и представляют определенный теоретический интерес для научного изучения и обоснования. В первую очередь это вопрос, являющийся актуальным и насущным для выполнения нотариусами своих полномочий на данный момент, а не в отдаленном будущем, поскольку сделки совершать необходимо, а ответственность нести не хочется. Соответственно, практическое значение данной проблемы не должно вызывать каких-либо сомнений у значительного круга заинтересованных лиц, тем более, когда более 4000 нотариусов-юристов в Украине приходят к одному «знаменателю».
В соответствии с п. 11.3 ст. 11 Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц» налоговым агентом при начислении доходов (прибылей), определенных указанной статьей («Налогообложение операций по продаже объектов недвижимого имущества»), является нотариус, который:
а) удостоверяет соответствующий договор при наличии оценочной стоимости такого недвижимого имущества;
б) предоставляет услуги по осуществлению указанных в данной статье расчетов.
Сумма начисленного налога самостоятельно уплачивается сторонами сделки, перед ее нотариальным удостоверением, либо удерживается налоговым агентом, который уплачивает (перечисляет) ее в бюджет в сроки и по процедуре, установленные законодательством для удержания и уплаты (перечисления) государственной пошлины.
Не будем останавливаться на вопросах определения цены сделки, оценки стоимости объекта и иных особенностей, возникающих при отчуждении недвижимости как по кругу субъектов, так и по объектам. Считаем необходимым остановиться на ключевом вопросе о целесообразности – быть или не быть нотариусу налоговым агентом?
Содержание цитируемого п. 11.3 ст. 11 Закона вызывает ряд вопросов, исходя даже из содержания иных его статей.
В частности, что дало основания авторам Закона отнести нотариуса к налоговому агенту?
Исходя из содержания п. 1.15 ст. 1 Закона ″налоговый агент – юридическое лицо (его филиал, отделение, иное обособленное подразделение) либо физическое лицо или представительство нерезидента – юридического лица, которые независимо от их организационно-правового статуса и способа налогообложения другими налогами обязаны начислять, удерживать и уплачивать данный налог в бюджет от имени и за счет плательщика налога, вести налоговый учет и подавать налоговую отчетность налоговым органам в соответствии с законом, а также нести ответственность за нарушением норм этого Закона. Налоговым агентом, в частности, является физическое лицо, являющееся субъектом предпринимательской деятельности либо осуществляющее независимую профессиональную деятельность, которое использует наемный труд других физических лиц, касаемо выплаты заработной платы (иных выплат и вознаграждений) таким физическим лицам.″
Отсюда возникает несколько ключевых моментов, позволяющих дискутировать по поводу того, насколько отнесение нотариуса к налоговому агенту соответствует цитируемому определению такого налогового агента, данному самим Законом.
Во-первых, возникает вопрос, что вообще относится к обязанностям нотариуса? Ответ на данный вопрос содержит …

Елена ОРЛЮК отримати повну версію статті