НОТАРИАТ В РЕСПУБЛИКЕ ПОЛЬША

АЛЕКСЕЙ ПУЛИК
магистрант юридического факультета Московского финансово-промышленного университета «Синергия», магистрант направления «Политология» Естественно-гуманитарного университета в г. Седльце (Польша)
НОТАРИАТ В РЕСПУБЛИКЕ ПОЛЬША
Статья посвящена правовому регулированию организации нотариата и нотариальной деятельности в Республике Польша в соответствии с Законом от 14 февраля 1991 г. «Право о нотариате», а также иными нормативными правовыми актами. В статье рассмотрены правовой статус, порядок и условия доступа к профессии нотариуса, а также сопряженным с ней профессиям нотариального заместителя и нотариального аппликанта, форма нотариального самоуправления, а также формы контроля и категории действий, совершаемые нотариусом.
Ключевые слова:
Республика Польша, нотариус, органы нотариального самоуправления, нотариальные действия.
The article refers to legal regulation of organization of notariate and notarial activity in the Republic of Poland in accordance with current Act — Law on Notariate of 14.02.1991 and other legislative regulations. The article considers legal status, conditions and procedure of access to the profession of notary and connected professions such as notary’s deputy and notary’s apprentice; forms of notarial self-government, as well as forms of control and notarial actions
Key words:
Republic of Poland, notary, notary’s self-admini­stration bodies, notarial actions.
После трансформаций 1989 года и изменения политического режима в Польше местная правовая система испытала значительные преобразования, затронувшие все юридические специальности.
Необходимость решения новых вопросов, возникших в связи с переходом на систему рыночной экономики, особенно сильно затронула систему польского нотариата. Первоначальное восстановление довоенных традиций, переплетавшееся с практикой эпохи социализма, вынуждено было отыскать новую форму предоставления нотариальных услуг.
После вступления Польши в члены Евро­пейского Союза нотариату пришлось перейти на новый наднациональный уровень, оформляя и удостоверяя уже сделки общеевропейского уровня. Сегодня нотариат в Польше является одной из наиболее слаженных и эффективных систем исполнения государственных юридических функций частными лицами.
Основными актами, регулирующими нотариальную деятельность, являются закон «Право о нотариате» 1991 г. [5] (далее — Закон о нота­риате), распоряжение министра финансов по вопросу обязательного страхования гражданской ответственности нотариусов [7], распоряжение министра юстиции по вопросу порядка проведения надзора над деятельностью нотариусов и органов нотариального самоуправления [6], а также многочисленные иные распоряжения министра юстиции, касающиеся аппликантов (юристов-стажеров) и технических требований, предъявляемых к оформлению документов и регулирующих отдельные нотариальные действия, а также устанавливающие верхние границы оплаты за оказание нотариальных услуг и выполнение нотариальных действий (см., например, [8]).
Кроме того, важное место среди нормативных правовых актов занимают решения, принимаемые органами нотариального самоуправления: Государственным нотариальным советом и локальными нотариальными палатами [12].
Несмотря на то что польская правовая система, безусловно, относится к системам континентального права, определенное значение имеют судебные акты, в особенности применяемые высшими судебными органами, в том числе: Конституционным судом, Верховным судом. Кроме того, среди источников нотариального права Польши следует назвать решения административных судов разного уровня, которые в силу ст. 5 Административно-процессуального кодекса Польши являются компетентными судебными органами, наделенными полномочиями принимать решения в публично-частных спорах, в том числе в делах с участием органов нотариального самоуправления.
Среди примеров такого рода актов можно назвать решение Верховного суда Польши от 19 сентября 2012 г. (Sygn. akt III ZS 8/12), касающееся пределов назначения дисциплинарной ответственности локальных нотариальных палат, или решение Воевудского административного суда в Варшаве от 26 марта 2012 г. (Sygn. akt VI SA/WA 2256/12) по вопросу дополнительных испытаний для аппликантов. С учетом членства Польской Республики во всемирных и региональных международных организациях, равно как и в наднациональной структуре — Европейском Союзе, определенное значение имеют международные документы и наднациональные правовые акты, к числу которых следует добавить решения Суда справедливости Евросоюза, хотя их роль крайне мала ввиду того, что их основной целью является введение унифицированных стандартов и гармонизация права.
Определенную трудность вызывает отсутствие доктринальной дефиниции нотариата, которое компенсируется наличием группы характерных признаков, позволяющих в практике свободно прибегать к данному термину.

ДВОРЕЦ ПРЕЗИДЕНТА (ДВОРЕЦ РАДЗИВИЛЛОВ) В ВАРШАВЕ

В сравнении с российским пониманием нотариата [см. 1], польский нотариат представляет собой орган правовой поддержки — правоохранительную корпорацию, включающую в себя совокупность частнопрактикующих нотариусов, призванных совершать от имени государства действия, придавая им нотариальную форму, а также их объединения и органы самоуправления [2]. Ярко выраженной особенностью польского нотариата является переход к частнопрактикующей модели устройства системы, с непродолжительным периодом, вплоть до 22 апреля 1993 г., одновременного функционирования государственных нотариальных контор и частных нотариусов, что было предусмотрено действовавшим ранее законом от 24 мая 1989 г. «Право о нотариате», а также переходными положениями ныне действующего Закона о нотариате.
Нотариат, бесспорно, согласно ч. 1 ст. 1 Закона о нотариате, является одной из форм публичной власти (хотя Конституция Республики Польша от 4 апреля 1997 г. не называет его в числе ее особых форм) в силу приобретения нотариальными документами дополнительной доказательственной силы. Как указывает один из ведущих польских специалистов в области нотариата профессор Александр Олешко [3], это следует из взаимосвязи ст. 175, указывающей на исключительную роль судов в отправлении правосудия, и ст. 7 Конституции, указывающей, что всякая форма публичной власти действует в границах закона. Следовательно, само существование специального закона позволяет говорить об особой форме публичной власти.
Важно отметить, что статус нотариуса по польскому праву представляет собой достаточно сложную конструкцию.
Основой статуса является так называемая профессия публичного доверия [10], т.е. подобная профессия связана с обеспечением потребностей общества, что позволяет ее представителям, в силу ч. 1 ст. 17 Конституции, объединяться в самоуправляемые организации.
Одновременно с этим ч. 1 ст. 2 Закона о нота­риате предусматривает, что частнопрактикующий нотариус, выполняющий свои функции, является публичным функционером и пользуется всем объемом прав, которыми наделены последние (например, уголовно-правовая защита как публичного функционера).
Данный статус следует отличать от статуса государственного гражданского служащего, который однозначно оформляется путем заключения трудового договора, а также связан с жесткой системой подотчетности при выполнении действий.
При этом в польском праве присутствует некоторый рудиментарный механизм, в соответствии с которым нотариусов назначает министр юстиции (ч. 1 ст. 10 Закона о нотариате), в то время как все аттестационные и часть контрольных функций переданы органам нотариального самоуправления.

АЛЕКСЕЙ ПУЛИК отримати повну версію статті