НОТАРИАТ: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

ОКСАНА РЕБРО,
частный нотариус, г. Запорожье
НОТАРИАТ: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ
Прошли те времена, когда профессия нотариуса была редкой и в чем-то эксклюзивной. Люди уже забыли, что когда-то нотариальные конторы в городе можно было по пальцам пересчитать. Забыли они и о том, как вынуждены были ранним утром записываться в очередь на прием к нотариусу, чтобы хотя бы к концу рабочего дня попасть в контору и сделать, например, вожделенную доверенность. Изменилось законодательство, появились не только государственные, но и частные нотариальные конторы… Они растут, как грибы, и с каждым годом их становится больше и больше. К чему это приводит? Какие проблемы скрываются за глянцевыми фасадами современных нотариальных контор? На эти и другие вопросы мы сегодня попросили ответить частного нотариуса Запорожского городского нотариального округа Оксану Ребро.
— Вы правы, нотариальные конторы сейчас находятся чуть ли не на каждом углу. Я вспоминаю те времена, когда я начинала работать частным нотариусом: во дворе, где до сих пор находится моя контора, она была единственной. Впрочем, не было нотариальных контор и в соседних дворах. Сейчас же в одном только моем дворе официально зарегистрированы пять нотариусов… А сколько их работает по соседству?..
Так что количественные изменения в нота¬риате видны невооруженным глазом.
— А качественные?
— Ну, как вам сказать… Это не совсем коррект¬ный вопрос для меня как для нотариуса, и вряд ли я смогу на него ответить. Давайте скажем так: ответ на него должны давать или судьи (в случае, если, не дай Бог, произошло какое-то ЧП), или посетители нотариальных контор. Ведь практически каждому человеку хотя бы несколько раз в жизни приходится обращаться к нотариусам.
Поводы бывают разными: радостными (покупка дома или квартиры), грустными (оформление прав на наследство после смерти кого-то из близких людей).
Да, надо признать, впечатления от встреч с нотариусами тоже бывают разными.
И все же я уверена, что чаще всего люди уходят от частного или государственного нотариуса, унося в душе и чувство элементарного уважения к профессионалу, и чувство благодарности человеку, который помог разобраться с насущными жизненными проблемами.
Знаете, всегда приятно, когда тот, кто обращался к тебе за советом или за совершением нотариального действия, спустя время приходит снова или посылает к тебе друзей, соседей и коллег.
Но нотариат не живет отдельно от общества, поэтому и в нотариате бывает всякое. Прошли те времена, когда доступ в нотариат был жестко квотирован, и сейчас уже кажется, что государство решило воплотить в жизнь новый лозунг: «Каждому дому — по нотариальной конторе!» (или вообще: «Каждому подъезду — по нотариальной конторе!»)
— Ну, это, наверное, очень хорошо: теперь, когда нотариусов стало много, это значит, что в их среде создана здоровая конкуренция; ну, а конкуренция, как известно, всегда способствует развитию предпринимательства…
— Ой, ради Бога, не стоит продолжать! Не обижайтесь, но, знаете, в ваших словах аккумулировано столько непонимания самой сути нашей профессии!
Нотариус не может быть предпринимателем! Согласно действующему законодательству, да и просто по элементарной логике нотариальная деятельность не может быть предпринимательской. Это противоречило бы смыслу профессии — обеспечивать охрану и защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц посредством совершения нотариальных действий от имени государства. Ведь каждый нотариус в работе должен исходить исключительно из буквы закона, а не из соображений получения максимальной прибыли!
Да, большое увеличение количества нота¬риусов создало очень двусмысленную ситуацию в нотариате. С одной стороны, что скрывать, у нотариусов резко уменьшился заработок (потому что уменьшилось количество нотариальных действий).
С другой стороны, это привело к тому, что законы рынка или (если кому-то это словосочетание кажется более симпатичным) законы бизнеса с базарным гоготом начали вторгаться в нотариат.
Но это никак нельзя считать нормой, с этим надо бороться, и нотариат Украины только тогда сможет выйти на новую ступень развития, когда сумеет преодолеть эти негативные тенденции.
Согласитесь, если бы целью института нотариата было достижение максимальной прибыли, наступили бы весьма «интересные» последствия не только для нотариусов, но и для населения нашей страны. Ведь тогда (ради извлечения прибыли) нотариусы легко согласились бы закрывать глаза на нарушение законодательства. Даже страшно себе представить, какие документы выходили бы тогда «из-под их пера».
Нотариат — не сфера услуг! Нотариус ни в коем случае не должен оказывать услуги населению.
Ведь в тот момент, когда нотариус решит, что его цель — именно оказывать услуги, он, вроде бы идя навстречу конкретному человеку, согласится сделать доверенность без доверителя, согласие супруга на отчуждение недвижимости — без супруга и т. д., т. е. опять-таки нарушить закон.
А такого по определению быть не должно!
Кроме того, и конкуренция в нотариате — вещь совершенно недопустимая! Задумайтесь, конкуренция между кем и кем? Между нота¬риусом и нотариусом? То есть между человеком, превыше всего ставящим закон, и между другим человеком, для которого тоже закон превыше всего? Какая же здесь может конкурентная борьба? Нонсенс!
Кстати, ни один нотариус не имеет права рекламировать себя и при этом охаивать других коллег. Это противоречит не только Кодексу профессиональной этики нотариусов Украины, но и самому духу профессии. Ну, не вправе нотариус рассказывать посетителям о том, что он-де, нотариус «хороший» и «настоящий», а нотариус NN, офис которого располагается по соседству, — это «вообще страшно, что такое, и вы к нему не ходите, а ходите только ко мне, такому белому и пушистому»…
— Я поняла… Хотела спросить еще вот о чем: мне кажется, что в течение практики нотариусы постоянно сталкиваются с разнообразными мошенниками. Я права?
— К сожалению, да. Впрочем, может, наречие «постоянно» в данном контексте и не очень уместно. Скорее, встречи с мошенниками происходят нередко…
Но, как правило, это бывают, я бы сказала, встречи не с профессиональными мошенниками, а с людьми, которые решили что-то утаить от нотариуса, где-то «перетянуть одеяло на себя», ущемить чьи-то интересы…
Понимаете, люди эти вовсе не квалифицируют свои действия как преступные… Кто-то из них считает себя хитрее других… Кто-то уверен, что какие-то его интересы ущемляются родственниками, и полагает, что он теперь, в свою очередь, вправе наказать этих родственников и нарушить их права… Кто-то вообще убежден, что чуть ли не весь мир ему должен, а он сам не должен никому и ничего…
«Диагнозов», знаете ли, много…
Но объединяет таких посетителей одно: они не понимают, почему нотариус не должен пойти навстречу именно им, и почему нотариус во главу угла ставит, на их взгляд, весьма призрачную химеру, имя которой Закон.
А еще такие посетители забывают при этом, что нотариус, между прочим, должен способствовать соблюдению прав и интересов и других людей.
И эта недобросовестность некоторых посетителей нотариальных контор является, конечно, серьезной проблемой современного нотариата. (Добавлю: все же каждодневный опыт работы нотариусом убеждает, что нормальных и порядочных людей у нас гораздо больше.)
Тем не менее, сейчас куда чаще, чем раньше, стали попадаться те, кто на приеме у нотариуса начинают хитрить, что-то выгадывать.
К примеру, человек обращается за оформлением права на наследство и пытается скрыть наличие других наследников.
И этот список примеров можно продолжать и продолжать. Но я поставлю здесь точку, потому что не хочу, чтобы это интервью служило «курсами повышения квалификации» для недобро¬совестных людей.
Скажу только вот о чем.
Нередко даже вполне честные и порядочные люди при заключении того же договора купли-продажи квартиры считают, что риэлтору, безусловно, надо оплатить положенные проценты, а вот в нотариальной конторе надо сэкономить…
Как сэкономить?
Некоторые решают сэкономить на сумме обязательного платежа в Пенсионный фонд и на сумме налога, и на оплате работы нотариальной конторы и т. д.
Поэтому часто пропускаются мимо ушей настоятельные рекомендации нотариусов сторонам указывать в договоре купли-продажи реальную стоимость объектов недвижимости (ведь нотариусы объясняют сторонам договора, что в случае расторжения договора продавец получит назад свою квартиру, а покупатель-то получит только ту заниженную сумму, которая указана в договоре).
Конечно, многих это останавливает, заставляет задуматься и не скрывать от нотариуса реальную стоимость отчуждаемого имущества ради сиюминутной выгоды.
Но не всех такие аргументы убеждают… Ведь у наших людей такой менталитет, что каждый уверен: именно с ним ничего плохого быть не может. Почему? А просто потому, что с ним такого случиться не может никогда!
И если все же доходит до расторжения договора, это вызывает у таких покупателей, как минимум, шок. Но ведь нотариус их предупреждал!
Да и вообще надо отметить: когда безработица в стране свирепствует, активизировались (особенно в последние годы) и профессиональные мошенники. Я даже слышала в выступлении кого-то из первых лиц МВД, что тотальная безработица толкнула многих людей на преступный путь, поскольку реальной возможности заработать у них не оказалось.
— Я тоже такое слышала. Похоже, мы с вами говорим об одном и том же выступлении. Согласны с этой точкой зрения?
— Ни в коем случае! Я глубоко убеждена в том, что честный и порядочный человек, лишившись работы, не возьмет в руки нож или пистолет, не пойдет убивать или грабить, не станет мошенником, обманывающим доверчивых старичков с квартирой.
В конце концов, и в нашей стране всегда есть потребность в представителях определенных низкоквалифицированных профессий, и при этом не требуется какое-то специальное образование, а достаточно элементарной порядочности и старательности.
Извините за морализаторство, но, когда я слышу чьи-то слова о том, как нужда заставила кого-то пойти по кривому пути, сразу же вспоминаю женщину из моего двора, после развода оставшуюся без профессии, но с тремя разновозрастными дочками на руках. Она не растерялась, обошла офисы и магазины, находящиеся на первых этажах во всех домах двора, и ее взяли на работу сразу в несколько мест. Работодателям импонировали в ней явное стремление работать хорошо, чтобы нормально зарабатывать и растить детей, и готовность быть на рабочем месте при первой же необходимости, даже в выходные. Прошло уже несколько лет, растут девочки, старшая уже поступила в институт… А ведь, если следовать обывательской логике, то матери, оставшейся с тремя детьми, самый прямой путь был бы то ли в воровки, то ли в проститутки… Разве именно это было бы логично и правильно?
…Но это так — мысли в скобках.
Если уж мы заговорили о мошенничестве, то стоит сказать, что в наше время достаточно серьезной проблемой для нотариата стал, как это ни забавно и парадоксально звучит, уровень развития современной техники. Я имею в виду современную технику подделки документов.
Ведь она дошла до того, что не всякий эксперт сегодня способен отличить на глаз подлинный паспорт от поддельного, да и не только паспорт.
Тем более, этого не может сделать нотариус, ведь он не обладает ни необходимой для этого материальной базой, ни соответствующими узкоспециальными знаниями. И это понятно: у каждого своя профессия.
Посмотрим, что в этом плане изменится в ближайшее время. В частности, решению этой проблемы сможет помочь планирующееся подключение нотариусов к соответствующему электронному реестру.
— Так что нотариат вновь ожидают какие-то перемены?
— А как же, и Министерством юстиции Украины уже разработаны мероприятия по дальнейшему реформированию системы нотариата в Украине. Предполагается, что этот период реформирования будет проходить постепенно и продлится до 2015 года.
В течение этого периода будут внесены изменения в порядок допуска к профессии нотариуса, повышены морально-этические и профессио¬нальные требования к представителям этой профессии, возникнет самоуправляющаяся профессиональная организация нотариусов…
Кстати, собственно, развитие и реформирование нотариата началось еще в 1993 году с принятием Закона «О нотариате». В результате возник не только государственный, но и частный нотариат. Следующий этап (его еще называют малой реформой) начался в 2008 году с принятием Закона «О внесении изменений в Закон Украины «О нотариате». С 1 июня 2009 года частных и государственных нотариусов фактически уравняли в правах, с этого времени частные нотариусы стали оформлять права на наследство. Кроме того, была разработана Концепция реформирования органов нотариата в Украине. В общем, впереди у нотариата, безус¬ловно, эпоха перемен.
— Как мы с вами знаем, это интервью будет опубликовано в самом первом выпуске абсолютно нового издания «Нотаріальний альманах»/ «Нотариальный альманах». И инициатором, и учредителем этого издания стали вы — практикующий нотариус. Почему вы решили заняться выпуском печатного средства массовой информации? Зачем вам это нужно?
— Интересный вопрос. Дело в том, что я думала об этом уже давно… Но вопросы свои формулировала немного под другим ракурсом: не только — нужно мне это или нет?
А нужно ли это еще кому-то? Есть ли необходимость в таком печатном издании? Появятся ли у него читатели?
И только получив ответы на эти вопросы, я пошла регистрировать этот альманах.
Что я имею в виду, когда говорю, что получила ответы на эти вопросы? Да дело в том, что вот уже пару лет я веду в областной газете «Индуст¬риальное Запорожье» рубрику «NOTA BENE» с нотариальными консультациями.
…Скажу несколько слов: знаете, честно говоря, «Индустриалка» давным-давно стала моей родной и любимой газетой.
Именно в «Индустриалке» я работала журналистом после окончания первого вуза, именно в этой редакции меня принимали в члены Союза журналистов.
Поэтому я всегда внимательно слежу за деятельностью редакции «Индустриального Запорожья» и радуюсь каждым ее успехам.
И сейчас, когда я уже давным-давно окончила второй вуз и много лет работаю частным нотариусом Запорожского городского нотариального округа, я пишу в свободную минуту новые консультации в рубрику «NOTA BENE». Думала, что делаю это преимущественно для души.
Но оказалось, что после каждого выхода очередного материала из этой рубрики в моей нотариальной конторе раздается много звонков от читателей «Индустриального Запорожья». Понимаете, люди просто радуются возможности быстро и бесплатно получить ответ на интересующие их вопросы.
Я уверена, что этому будет способствовать не только рубрика «NOTA BENE» в газете «Индустриальное Запорожье», но и этот новый нотариальный альманах.
…Кроме того, ни для кого не является секретом, что работа нотариуса с каждым годом усложняется. Мы иногда с улыбкой вспоминаем с коллегами о периоде, к примеру, десятилетней давности, когда ответы на подавляющее большинство возникающих в процессе работы вопросов нотариус мог найти в Законе
«О нотариате» и в Инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами Украины.
Сейчас же ситуация в корне изменилась.
Одна из актуальнейших проблем нынешнего нотариата — нестабильность нашего законодательства.
В стране постоянно принимается огромное количество нормативно-правовых актов, и положения многих из них сформулированы нечетко, непрофессионально, наспех. Мало того, нередко нормативные акты просто элементарно противоречат друг другу.
Несогласованность и, я бы сказала, невнятность законодательства порождает его разную трактовку. Возьмем, к примеру, тот же Нало¬говый кодекс — новенький, современный. К сожалению, вопросов в нем можно найти не меньше, чем ответов. И эти вопросы возникают, конечно, не только у нотариусов, но у всех специалистов, которые вынуждены каждый день сталкиваться с налоговыми новшествами. Сейчас в соответствии с Налоговым кодексом Украины при совершении сделки и подсчете суммы налога человек может руководствоваться только индивидуальными консультациями (разъяс¬нениями), выданными налоговой инспекцией конкретно по его запросу, поскольку в Нало¬говом кодексе задекларировано, что налоговая консультация носит индивидуальный характер и может использоваться исключительно плательщиком налогов, которому предоставлена такая консультация.
Так как можно работать, когда практически на один и тот же вопрос, возникший у двух разных продавцов (в частности, о налогообложении дома и земельного участка под домом), налоговая служба дает диаметрально противоположные разъяснения? Впрочем, это так, вопрос риторический…
Однако смысл, я думаю, ясен: вся эта несогласованность законодательства не дает нотариусам возможности однозначно их трактовать. Поэтому, как правило, каждому нотариусу в каждом конкретном случае приходится принимать решение самому, потому что и ответственность тоже каждый нотариус несет сам за себя. А уж ответственность у нотариусов серьезная (по¬скольку ущерб, нанесенный лицу вследствие действия или небрежности нотариуса, возмещается в полном размере).
В связи с этим возрастает роль профессио¬нального общения нотариусов, во время которого можно будет обсудить актуальные проблемы — и в результате прийти и к единому мнению, и к единой нотариальной практике. Тем более, уже давно доказано, что именно в споре рождается истина…
Очень надеюсь, что альманах даст запорожским коллегам возможность такого профессионального общения!
— И еще вопрос: правильно ли я понимаю, что этот альманах будет распространяться бесплатно?
— Ну, об этом можно было даже не спрашивать! Это само собой разумеется!
Естественно, издание «Нотаріальний альманах»/ «Нотариальный альманах» ни в коем случае не создано с целью извлечения прибыли!
Эта принципиальная позиция нашла свое отображение в Свидетельстве о регистрации нашего альманаха, где четко определено, что издание основано с благотворительной целью и для бесплатного распространения.
— Ну, что ж, желаю успеха новому изданию и надеюсь, что ему будет суждена долгая жизнь!
— Спасибо!
Интервью подготовлено М. Гармашовой

Від шеф-редактора
З нагоди виходу першого номера «Нота¬ріального альманаху» дозвольте привітати редакційний колектив, духовного та ідейного засновника, нашого колегу, приватного нотаріуса Запорізького міського нотаріального округу Оксану Ребро та побажати творчої наснаги, виконання усіх можливих і неможливих планів.
Важко почати, але потім настає час приємної, важкої та кропіткої праці.
Можна впевнено стверджувати, що Ваш попередній досвід журналіста та діючого практикуючого нотаріуса є запорукою успішного майбутнього «Нотаріального альманаху».
Ні пуху, ні пера!

Оксана Ребро отримати повну версію статті