КАК ПРАВИЛЬНО ВЕСТИ СЕБЯ, ЕСЛИ ВЫ ПОПАЛИ В ДТП

ЭЛЬМИР МАМЕДОВ,
адвокат
КАК ПРАВИЛЬНО ВЕСТИ СЕБЯ, ЕСЛИ ВЫ ПОПАЛИ В ДТП
Застраховать себя от попадания в дорожно-транспортное происшествие нельзя. А вот грамотное поведение вместе со знанием правил дорожного движения и некоторых юридических норм помогут добиться компенсации ущерба, а также избежать несправедливого обвинения и, как следствие, штрафа. И даже уголовной ответственности. Мигание аварийной сигнализации, пробка из пытающихся объехать затор машин, водители пострадавших авто, нервно нажимающие на кнопки сотовых телефонов, — вот классическая картина ДТП. Попав в дорожно-транспортное происшествие, большинство водителей теряют самообладание, начинают выяснять отношения, используя ненормативную лексику, а иногда и пуская в ход кулаки. После ДТП не нужно выяснять отношения с другими участниками ДТП, так как и без того сложная обстановка может еще больше накалиться.
В сложившихся обстоятельствах главное, чего не стоит делать, — это паниковать. Необходимо сохранять самообладание и действовать по строго заданному алгоритму. В первую очередь необходимо включить аварийную сигнализацию и установить знак аварийной остановки. Он устанавливается не ближе, чем за 20 метров до транспортного средства в населенных пунктах и 40 метров за их пределами. После чего необходимо перезвонить в дежурную часть милиции (с мобильного — 102) и вызвать к месту происшествия работников ГАИ, а также связаться со страховыми компаниями, чтобы они зафиксировали страховой случай, и после у них можно было бы получить выплаты по страховке. Если есть необходимость, нужно позвонить в службу скорой медицинской помощи (с мобильного — 103). Важно помнить, что до приезда сотрудников ГАИ нельзя перемещать автомобиль и предметы, которые имеют отношение к ДТП, поскольку такие вещественные доказательства помогут максимально точно восстановить картину происшествия и, соответственно, определить виновных.
До появления дорожно-патрульной службы место происшествия покидать нельзя, так как оставление места дорожно-транспортного происшествия является административно наказуемым деянием и подпадает под ст. 122-4 Кодекса об административных правонарушениях Украины (далее — КоАП), за что участник ДТП, покинувший место происшествия, может быть привлечен к административной ответственности по вышеуказанной статье КоАП Украины. Разъезжаться после ДТП можно только в том случае, если нет потерпевших, в том числе третьих лиц, а транспортные средства могут безопасно двигаться. При этом водители (при наличии взаимного согласия в оценке обстоятельств произошедшего) должны прибыть к ближайшему посту ГАИ или в подразделение милиции для оформления соответствующих материалов, предварительно составив схему ДТП и подписав ее. Очень важно сразу приблизительно оценить ущерб, нанесенный автомобилям. И, если он велик, не идти на поводу у виновника и не соглашаться на предложение договориться на месте без регистрации ДТП. Так можно лишить себя всех доказательств собственной невиновности.
С другой стороны, если машины не слишком пострадали от столкновения (как обычно и бывает на скорости 10–30 км/ч, с которой «ползут» машины в пробках), а франшиза по страховке довольно велика, то на предложение «мирно разъехаться» можно и согласиться. Ведь, не приняв это предложение, можно вообще ремонтироваться «за свои» деньги — если франшиза окажется больше суммы нанесенного ущерба. Когда же оба водителя жаждут справедливости и вызывают ДПС, необходимо обеспечить себя свидетелями, особенно в случаях проезда перекрестков на «не совсем те» сигналы светофора. В таких ситуациях подтвердить правоту могут лишь посторонние лица, которые стали очевидцами ДТП. Причем в качестве таковых могут выступать не только пешеходы-очевидцы и пассажиры, но и другие водители, видевшие происшествие. Поэтому стоит сразу записать адреса и телефоны очевидцев либо номера машин, по которым впоследствии можно будет разыскать владельцев. Правда, сотрудники ДПС не очень любят опрашивать свидетелей, так как считают, что большинство из них — заинтересованные лица, а потому проверить, кто действительно был на месте в момент аварии, а кто — нет, очень трудно.

ЭЛЬМИР МАМЕДОВ отримати повну версію статті