ИНСТИТУТ АГЕНТСТВА (AGENCY) В ПРАВЕ AНГЛИИ И УЭЛЬСА

АЛИСА ГРАФТОН,
нотариус и партнер фирмы Cheeswrights
ИНСТИТУТ АГЕНТСТВА (AGENCY) В ПРАВЕ AНГЛИИ И УЭЛЬСА
Кто уполномочен представлять компанию, зарегистрированную в Соединенном Королевстве? Ответ на этот вопрос представляет интерес как для контрагента такой компании, так и для нотариуса, заверяющего полномочность подписанта того или иного документа выступать от ее имени.
По словам известного английского судьи лорда Диплока в деле Tesco Supermarkets Ltd. vs Nattrass (1972): «Корпорация — это абстракция. Сама по себе она не в состоянии совершать физические действия… Однако в глазах закона она представляется лицом, способным на осуществление прав и принятие на себя юридических обязанностей, которые могут подразумевать совершение не только каких-либо физических действий…, но и иметь ввиду определенное состояние ума, в котором такие действия были совершены от ее имени физическим лицом. В гражданском праве… это не представляет концептуальной сложности. [Однако] по праву агентства физические действия, так же, как и намерения агента, предписываются принципалу, и если агент является физическим лицом, то не имеет значения, является ли принципал также физическим лицом или всего лишь юридической абстракцией».
В английском общем праве для понимания концепции полномочий выступать от имени компании используется институт агентства. Компания или юридическое лицо, зарегистрированное в иной правовой форме, создает для себя права и вступает в обязательства через физических лиц — ее агентов. При этом физические действия и намерения агента приписываются принципалу. Именно поэтому подтверждением создания обязательств от имени компании является намерение ее агента создать обязательства для своего принципала, т.е. такой компании.
В духе общего права Англии для создания отношения агентства не требуется соблюдения какой-либо определенной формы. Даже в том случае, если агент был назначен для заключения сделки, которая по закону должна быть обличена в письменную форму (например, договор о купле земли или гарантия), его полномочия не обязательно должны быть оформлены в письменном виде.
Безусловно, для подписания агентом от лица принципала определенной категории документов общим правом и законом установлены императивные нормы. Так, в случаях, когда агент уполномочивается на подписание от имени принципала категории таких документов, как «deed», подробно рассмотренных в статье «Понятие и современная роль института «deed» (МЕН, 2012, № 5, с.120–123), такое назначение должно произойти также в форме «deed».
Прямое назначение на совершение действий от лица принципала в праве агентства называется предоставлением прямых полномочий, в английском варианте — actual express authority.
В отношении компаний прямыми полномочиями наделены директора и акционеры, и возникают эти полномочия у них на основании положений закона (в частности, Закона о компаниях 2006), а также устава. Например, ст. 44 Закона о компаниях 2006 прямо говорит о праве директоров на подписание документов от лица компании и указывает на возможные варианты, а именно: либо посредством приложения официальной печати компании, либо посредством подписи одного (в присутствии свидетеля) или двух директоров (или одного директора и секретаря). В данном случае закон предоставил директорам прямые полномочия на подписание документов, и, соответственно, создание обязательств от лица принципала, т.е. компании.

АЛИСА ГРАФТОН отримати повну версію статті