ЕСТЬ У МЕНЯ ПРИЯТЕЛЬ, И РЕШИЛ ОН СТАТЬ НОТАРИУСОМ

АНДРЕЙ СИДОРЕНКО,
частный нотариус, г. Киев
ЕСТЬ У МЕНЯ ПРИЯТЕЛЬ, И РЕШИЛ ОН СТАТЬ НОТАРИУСОМ
Есть у меня приятель, который хочет стать нотариусом. Уж очень ему этот вид юридической практики понравился. Говорит, хороший вид деятельности — сидишь себе в офисе, а люди сами к тебе идут, а ты с важным видом документы подписывай — красота! Пришел он ко мне посоветоваться, а что же нужно для того, чтоб открыть нотариальную контору? Поскольку у него два высших образования, юридическое и экономическое, его интересовал только экономический аспект деятельности. Организационный и юридический ему были ясны. Человек он не глупый, законы и инструкции читать умеет, а вот экономическую составляющую деятельности посчитать не мог из-за отсутствия реальной практики, которая, по словам К. Маркса, критерий истины.
Вот стали мы с ним считать расходы для начала деятельности. Не мудрили, расходы на стажировку взяли по минимуму (минимальная заработная плата и начисления). Стажировку запланировали с октября месяца. Взяли соответственно 985,00 x 2 = 1970,00 грн. + 1004,00 x 10 = 10040,00 грн. Затраты на заработную плату у нас получились 12010,00 грн. (возможное повышение минимальной заработной платы мы проигнорировали, но понимаем, что оно возможно). Конечно же, не забыли о едином социальном взносе, который составляет 12010,00 x 36,76 % = 4414,88 грн. То, что этих сумм полностью на руки не получит, он понимал, экономист как никак, помнит, что еще подоходный налог удержать надо, да и другие платежи имеются. Но нас ведь изначально интересовали расходы, вот мы их и считали. Вот и получили расходы по заработной плате и начислениям 16424,88 грн. Услуги банка по выдаче наличных проигнорируем, так как заработную плату планируем выплачивать с доходов от нотариальной деятельности, надеемся, что они еще будут, а вот услуги банка по перечислению денег в бюджет и пенсионный фонд учтем. Тариф божеский — 0,7 % от суммы платежа. Итого: 16424,88 x 0,7 % = 114,97 грн. Имеем расходов за период стажировки 16539,85 грн.
Сдача экзаменов для получения свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью, слава Богу, бесплатная. Предположим, что мой товарищ его сдал. Следовательно, следующие наши расходы: оплата за выдачу свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью. Она составляет десять необлагаемых минимумов доходов граждан: 17,00 грн. x 10 = 170,00 грн. Услуги банка 1 % — 1,70 грн. Добавим к общим расходам 171,70 грн. Получим расходов 16711,55 грн.
Следующая наша задача найти подходящее помещение. Требования к помещению мой приятель знает, для читателя напомним: минимум комнат — 2, минимальная площадь кабинета нотариуса — 10 кв. м, стены кабинета не прозрачные, обязательное наличие охранной и пожарной сигнализаций, входные двери должны быть металлические, окна оборудованы решетками или роллетами, обязательно наличие металлического шкафа для архива и огнеупорного сейфа для хранения печати и бланков, нотариальная контора должна иметь вывеску.
Указанным требованиям соответствует двухкомнатная квартира, расположенная на 1-м этаже. Примерная площадь — 46–50 кв. м. Постараемся сэкономить и будем искать оборудованную под офис с роллетами, железной дверью, телефоном, Интернетом, сетевой разводкой, офисной мебелью б. у. (столы, стулья, полки).
Минимальная стоимость того, что удалось найти, — 20,00 $ (160,00 грн.) за 1 кв. м, не центральный район города + ежемесячно коммунальные услуги, телефон, Интернет, пожарная и охранная сигнализации. Подсчитаем наши расходы по данной статье: 50 кв. м x 160,00 грн. = 8000,00 грн. (аренда) + 282,00 грн. (квартплата) + 50,00 грн. (электроэнергия) + 50,00 грн. (телефон) + 50,00 грн. (Интернет) + 504,00 грн. (пожарная и охранная сигнализации). Помещение нам обошлось в 8936,00 грн. Не будем забывать, что это наши ежемесячные постоянные расходы. Мы пока их не будем добавлять к общим расходам по той причине, что мы не собираемся заниматься нотариальной деятельностью один месяц.
Не забудем и о техническом оснащении будущей нотариальной конторы, необходимом согласно требованиям Министерства юстиции Украины для успешного прохождения сертификации (сейф, металлический шкаф, компьютер, программное обеспечение, принтер, факс, копировальный аппарат, подключение к сети Интернет, электронная почта).
Минимальная стоимость сейфа, что мы нашли (сейф огнестойкий BS D 508) — 1448,00 грн. + 100,00 грн. доставка, шкаф архивный (АМ 1891) — 1776,00 грн., купим там же, сэкономив на доставке, компьютеры выбрали Acer AS M3800 (PT.SC5E1.008) — 3896,00 грн. за шт. + ЖК мониторы LG W1943C — 1006,00 грн. за шт. + антивирус ESET NOD32 Antivirus — 439,00 грн. за шт. + операционная система — 1700,00 грн. за шт., текстовый редактор Word — 2500,00 грн. за шт., подыскали факс Panasonic KX-FP207UA, который стоит 1060,00 грн., копировальный аппарат взяли самый простенький, на первое время хватит, — Canon FC128 A4 — 2535,00 грн., подключение к сети Интернет бесплатное, электронный ящик бесплатный. Итого расходов по этой статье набралось: 1448,00 + 100,00 + 1776,00 + (3896,00 + 1006,00 + 439,00 + 1700,00 + 2500,00) x 2 + 1060,00 + 2535,00 = 26001,00 грн. Поскольку эти расходы разовые, то можем сложить их с расходами по стажировке 26001,00 грн. + 16711,55 грн. = 42712,55 грн.
Будем считать, что офис мы оборудовали, сертифицировали, сертификация у нас тоже, слава Богу, бесплатная. Свидетельство о регистрации нотариальной деятельности получили.
Пора приступать к деятельности, а нам для этого понадобится: изготовить печать (разрешение в разрешительной системе уже получать не надо, сэкономим), подключиться к электронным реестрам, купить реестр для регистрации нотариальных действий, приобрести книги нотариального деловодства и нотариальные бланки, застраховать профессиональную ответственность. На печати не экономим, она нужна резиновая и наилучшего качества, она нам обойдется в 700,00 грн., подключение к электронным реестрам Госинформюста — 1300,00 грн., услуги по организации предоставления электронной цифровой подписи — 558,00 грн. (платеж один раз в год), плата за обучение работе с реестрами — 420,00 грн., реестр — 70,00 грн., комплект книг по нотариальному деловодству — 560,00 грн., нотариальные бланки (продают по 100 шт., цена — 12,60 грн. за шт.) — 1260,00 грн. Страхование профессиональной ответственности нам обойдется в 900,00 грн.
Получили расходов по этой статье 5768,00 грн. Эти расходы условно разовые, в пределах одного года, так как, за исключением расходов на печать, подключение к реестрам и обучение работе с реестрами, они будут повторяться у нас каждый год и постоянно расти.
Лицо моего приятеля излучает уверенность и желание взяться за работу, но прежде он хотел бы структурировать свои расходы на одноразовые и постоянные из расчета работы 3 года, чтобы рассчитать, сколько денег ему потребуется для достижения «окупаемости проекта», но это в нем экономист заговорил. Считаем для начала одноразовые: стажировка — 16539,85 грн. + плата за свидетельство — 171,70 грн. + оборудование конторы — 26001,00 грн. + печать, реестры, книги — 5768,00 грн. Всего одноразовых расходов набежало 45690,55 грн.
Прибавим ежемесячные расходы на помещение из расчета за 3 года: 8936,00 грн. x 36 = 321696,00 грн., поскольку мой приятель один работать не собирается, прибавим еще заработную плату секретаря из расчета минимальной заработной платы 12048,00 грн. + 4428,84 грн. + услуги банка 0,7 % от суммы платежа, что составляет 31,00 грн. = 49523,55 грн. То, что она каждый год меняется, проигнорируем, нам приблизительно бы посчитать.
С учетом опыта работы предлагаю приятелю к ежегодным расходам прибавить покупку бумаги — 50,00 грн., архивных папок и канцелярии на 300,00 грн., бумаги для факса — 50,00 грн., заправку принтеров тонером — 50,00 грн., т. е. дополнительно 450,00 грн. Итого на 3 года расходов по этой статье: 1350,00 грн. Приятель возмущается, почему только 2 пачки бумаги. А я ему объясняю, что в первый год деятельности действий больше чем на две пачки бумаги не будет.
— И сколько лет надо работать, чтобы было больше, — интересуется приятель.
— Думаю, года три.
— А какой же срок «окупаемости проекта», — задает приятель вопрос.
Мне самому интересен его подход:
— Давай считать.
Одноразовых расходов мы насчитали 45690,55 грн.
Ежемесячных расходов мы насчитали в год 123739,80 грн.
Разовых ежегодных расходов мы насчитали 5400,00 грн.
Общие расходы на первый год составили 174830,35 грн. В последующем ежегодные расходы будут меньше на сумму одноразовых расходов, но все равно составят немаленькую сумму.
И тут у моего приятеля вопросы появились:
— А это валовой доход?
— Да валовой, — отвечаю.
— А расходы, которые мы посчитали, это все или есть еще и другие? — интересуется он дальше.
— Есть и другие, например, услуги информационного центра Министерства юстиции — примерно 20000–25000 грн. в год, в зависимости от характера нотариальных действий, естественно единый социальный платеж в размере 34,7 %.
— А какова база начисления единого социального взноса в месяц?
— Он начисляется на сумму дохода, но ограничен пятнадцатью размерами прожиточного минимума для трудоспособных лиц, на сегодняшний день это 14775,00 грн. А в целом по году взнос составит 60154,19 грн., если минимум не будет меняться, а доход будет соответствующим.
— А вы на какой системе налогообложения?
— На общей, 15 % и 17 % в зависимости от размера дохода.
— Ты прости меня, а что же остается вам? — интересуется мой приятель.
— Все что осталось, — отвечаю с грустью. — В плюсе те, кто работает в собственном помещении. Большинство работают с небольшим доходом, сопоставимым с заработной платой юриста 4000–8000 грн.
— А как же слухи о баснословных доходах нотариусов?
— Их опровергает статистика.
— Давай статистику, — говорит он.
— Она в открытом доступе. Ежегодно Министерство юстиции подводит итоги своей деятельности и ставит общественность в известность: сколько нотариальных действий совершено нотариусами Украины и сколько платы за них получено. А высчитать доход человеку с высшим экономическим образованием не сложно.
Так, в 2010 году 5325 нотариусов Украины совершили 13609403 нотариальных действия, при этом взыскали платы 1434180670 грн. Следовательно, средний доход нотариуса составил 269329,70 грн. Общие расходы за год, в зависимости от преобладания видов нотариальных действий, колеблются в районе 107000,00 грн. Следовательно, среднестатистический украинский нотариус получает чистого дохода: 269329,70 грн. – 107000,00 грн. = 162329,00 грн. При этом с них надо заплатить единый социальный взнос — 56328,12 грн. — и подоходный налог — 162329,00 – 56328,12 = 106000,88 x 15 % = 15900,13 грн. Нотариусу останется 90100,75 грн. Если мы разделим эту сумму на 12 месяцев, то получим, что среднемесячный доход частного нотариуса составляет 90100,75 грн. : 12 = 7508,40 грн.
— Так это же экономически невыгодно.
Теперь у меня появляются вопросы:
— А как ты определяешь, выгодно или невыгодно?
— Есть много методик оценки эффективности инвестиций. Самый простой способ: беру сумму средств, которые затрачены для организации нотариальной конторы, умножаю на среднюю ставку по депозитам и смотрю, какой доход я могу получить от этих денег. Если доход выше от нотариальной деятельности, есть смысл ею заниматься, а если доход выше налогонеоблагаемого депозита, то какой смысл ею заниматься? Второй способ для тех, у кого помещение нотариальной конторы в собственности: берется средняя ставка арендной платы и умножается на площадь. Таким способом определяется возможный доход от сдачи помещения в аренду.
Решили мы посоветоваться с калькулятором — самым беспристрастным советчиком. Считали только расходы, предполагая выйти на прибыльную работу по прошествии 3-х лет. И вот что у нас получилось:
1. Одноразовые расходы: 45690,55 грн.
2. Постоянные расходы из расчета на 3 года: 387419,40 грн.
3. Непредвиденные расходы (5 % от суммы п. 2): 19370,097 грн.
Всего расходов: 452480,92 грн.
Доходы мы сознательно игнорировали, считая, что на первоначальном этапе они будут минимальными и пойдут на оплату аренды, покупку нотариальных бланков, услуги за пользование реестрами, оплату налогов, единого социального взноса.
Теперь и посчитаем эффективность инвестиций в нотариальную деятельность. Ставка по гривневым депозитам сейчас от 10 до 16 %. Средняя ставка — 13 %. Пассивный доход, который можно получить от размещения затраченных средств на депозите, по мнению моего приятеля, — 58822,52 грн. в год или 4901,88 грн., в месяц. Доход среднестатистического нотариуса составляет 7508,40 грн. в месяц.
«А стоит ли овчина выделки», — спрашивает мой приятель? «Не стоит, — решил он для себя. — Слишком продолжительный срок окупаемости вложений, а доход всего на 35 процентов больше по сравнению с доходом от депозита».
Я никогда не задавался подобным вопросом. Не знаю, задавались ли этим вопросом более 5 тысяч украинских частных нотариусов. И если бы не мой приятель, никогда не производил бы подобных расчетов.

Андрій СИДОРЕНКО отримати повну версію статті