02 Березня 2010
Про необхідність зміни цільового призначення земель приватної власності для розміщення об’єкта торгівлі
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ УКРАИНЫ ПО ВОПРОСАМ РЕГУЛЯТОРНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ПИСЬМО
от 25.12.2009 г. N 16133
Госкомпредпринимательства на Ваше обращение относительно разъяснения некоторых вопросов законодательства касательно необходимости изменения целевого назначения земельного участка, находящегося в частной собственности субъекта предпринимательской деятельности, для размещения объекта торговли и порядка уплаты взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в пределах компетенции сообщает.
Относительно возможности размещения объекта торговли на земельном участке с целевым назначением в рамках категории земель жилой и общественной застройки
Разъяснение по приведенным выше вопросам предоставлено письмами Госкомзема от 27.12.2006 N 14-17-7/9942 и от 03.04.2008 N 14-17-12/3361, поскольку согласно пунктам 1 и 4 Положения о Государственном комитете Украины по земельным ресурсам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 19.03.2008 N 224, Госкомзем как центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов обеспечивает реализацию государственной политики и управления в сфере регулирования земельных отношений.
Также указываем, что статьей 19 Земельного кодекса Украины установлен исчерпывающий перечень категорий земель по целевому назначению.
Главой 6 Земельного кодекса Украины определены земли жилой и общественной застройки. Так, согласно статье 38 Земельного кодекса Украины к землям жилой и общественной застройки относятся земельные участки в пределах населенных пунктов, которые используются для размещения жилой застройки, общественных зданий и сооружений, других объектов общего пользования.
Исходя из приведенного, при размещении на собственном приусадебном участке объекта торговли (малой архитектурной формы или другого здания, необходимого для осуществления торговли, гаража или другого здания) целевое назначение земельного участка не изменяется, поскольку земельные участки относятся к одной категории земель. То есть в таком случае дополнительные правоустанавливающие документы на земельный участок, кроме государственного акта на право собственности на земельный участок, не изготовляются.
Относительно порядка исчисления суммы земельного налога на земельные участки смешанного использования
В соответствии со статьями 2 и 5 Закона Украины от 03.07.92 N 2535-XII «О плате за землю» (далее — Закон N 2535) использование земли в Украине является платным.
Объектом платы за землю является земельный участок, а также земельная доля (пай), которая находится в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды. Субъектом платы за землю (плательщиком) является собственник земельного участка, земельной доли (пая) и землепользователь, в том числе арендатор.
Плата за землю взимается в виде земельного налога или арендной платы, которые определяются в зависимости от денежной оценки земель.
Согласно статьям 15 и 17 Закона N 2535 собственники земли и землепользователи уплачивают земельный налог со дня возникновения права собственности на земельный участок.
Земельный налог, а также арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности гражданами уплачиваются равными долями до 15 августа и 15 ноября.
Неуплата земельного налога производителями сельскохозяйственной и рыбной продукции и гражданами в течение года, другими плательщиками — в течение полугода считается систематической и является основанием для прекращения права пользования земельными участками.
Справочно: согласно части второй статьи 12 Закона N 2535 не взимается плата, в частности, за земельные участки в рамках предельных норм, установленных Земельным кодексом Украины, [с] инвалидов I и II групп, граждан, воспитывающих трех и более детей, и граждан, члены семей которых проходят срочную военную службу, пенсионеров, а также других лиц, пользующихся льготами в соответствии с Законом Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», граждан, которым в установленном порядке выдано удостоверение о том, что они пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы.
Частью первой статьи 7 Закона N 2535 предусмотрено, что ставки земельного налога с земель, денежная оценка которых произведена, устанавливаются в размере одного процента от их денежной оценки (за исключением земельных участков, указанных в частях пятой — десятой данной статьи и части второй статьи 6 данного Закона).
Ставки налога за земельные участки, денежная оценка которых не произведена, устанавливаются в размерах, предусмотренных частью второй статьи 7 Закона N 2535.
В соответствии с частью четвертой статьи 7 указанного Закона ставки земельного налога за земельные участки (за исключением сельскохозяйственных угодий) дифференцируют и утверждают соответствующие сельские, поселковые, городские советы исходя из средних ставок налога, функционального использования и местонахождения земельного участка, но не выше чем в два раза от средних ставок налога с учетом коэффициентов, установленных частями второй и третьей данной статьи Закона.
При этом установленные частью второй статьи 7 Закона N 2535 ставки земельного налога применяются с учетом коэффициентов индексации, определенных Законом Украины о Государственном бюджете Украины на соответствующий год.
Согласно статье 14 Закона N 2535 плательщики земельного налога самостоятельно исчисляют сумму земельного налога ежегодно по состоянию на 1 января и до 1 февраля текущего года представляют соответствующему органу государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка налоговую декларацию за текущий год по форме, установленной центральным налоговым органом, с разбивкой годовой суммы равными долями по месяцам.
Письмом Госкомзема от 24.04.98 N 14-1-7/1205 утвержден Украинский классификатор целевого использования земли (УКЦИЗ), положениями которого предусмотрено, что использование земельного участка для нужд жилой застройки и для коммерческого использования относится к смешанному целевому использованию земель населенных пунктов.
В соответствии с абзацем третьим пункта 3.5 Порядка нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов, утвержденного приказом Госкомзема Украины, Минагрополитики Украины, Минстройархитектуры Украины, Украинской академии аграрных наук от 27.01.2006 N 18/15/21/11, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 05.04.2006 за N 388/12262, коэффициент функционального использования для земельных участков смешанного использования определяется как средневзвешенное (по площади) значение коэффициентов функционального использования отдельных частей земельного участка смешанного использования.
Основанием для выделения частей земельного участка разного функционального использования являются исключительно утвержденные данные инвентаризации земельного участка и землеустройства.
Справочно: согласно статье 26 Закона Украины «О землеустройстве» заказчиками документации по землеустройству могут быть органы государственной власти, органы местного самоуправления, землевладельцы и землепользователи.
Разработчиками документации по землеустройству являются юридические и физические лица, получившие лицензии на проведение работ в соответствии с законом.
Взаимоотношения заказчиков и разработчиков документации по землеустройству регулируются законодательством Украины и договором.
Таким образом, в случае если для расчета размера платы за землю, на которой размещен объект торговли, необходимо разработать соответствующую документацию по инвентаризации земель или землеустройству, владелец такого земельного участка может на договорных началах заказать соответствующей землеустроительной организации разработку вышеуказанной землеустроительной документации.
Выписка из технической документации о нормативной денежной оценке земельного участка выдается территориальными органами Государственного комитета по земельным ресурсам.
При этом следует отметить, что согласно части третьей статьи 14 Закона N 2535 начисление гражданам сумм земельного налога, а также арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности производится органами государственной налоговой службы, которые выдают плательщику до 15 июля текущего года платежное уведомление о внесении платежа.
Основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра (статья 13 Закона N 2535).
Статьей 27 указанного Закона предусмотрено, что контроль за правильностью исчисления и взимания земельного налога, а также арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности осуществляется органами государственной налоговой службы.
Исходя из вышеуказанного, для правильного исчисления земельного налога лицу, разместившему на собственном приусадебном участке объект торговли, необходимо обратиться в соответствующий орган государственной налоговой службы.
Относительно уплаты взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование
В соответствии со статьей 15 Закона Украины от 09.07.2003 N 1058 «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (далее — Закон N 1058) плательщиками страховых взносов в солидарную систему являются физические лица — предприниматели независимо от того, являются они пенсионерами или нет.
Статьей 19 Закона N 1058 установлено, что страховые взносы для физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности начисляются на сумму дохода (прибыли), полученного от соответствующей деятельности, подлежащей обложению налогом на доходы физических лиц.
Подпунктом 5.3.2 Инструкции о порядке исчисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины, утвержденной постановлением [правления] Пенсионного фонда Украины от 19.12.2003 N 21-1, определено, что физические лица — предприниматели уплачивают, если налоговыми органами производится начисление авансовых сумм налога, в течение года до 15 марта, до 15 мая, до 15 августа и до 15 ноября авансовые платежи в размере 25 процентов годовой суммы страхового взноса, исчисленной от суммы, определенной налоговыми органами для уплаты авансовых сумм налога на доходы физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности.
Указанные суммы страховых взносов, уплаченные в виде авансовых платежей, учитываются при окончательном расчете, который осуществляется до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, на основании данных годовой налоговой декларации. Размер месячного страхового взноса должен быть не меньше минимального размера страхового взноса каждый месяц, в котором плательщик имел чистый доход.
Обращаем внимание на то, что при отсутствии дохода страховые взносы за такие месяцы не уплачиваются.
отримати
ПИСЬМО
от 25.12.2009 г. N 16133
Госкомпредпринимательства на Ваше обращение относительно разъяснения некоторых вопросов законодательства касательно необходимости изменения целевого назначения земельного участка, находящегося в частной собственности субъекта предпринимательской деятельности, для размещения объекта торговли и порядка уплаты взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в пределах компетенции сообщает.
Относительно возможности размещения объекта торговли на земельном участке с целевым назначением в рамках категории земель жилой и общественной застройки
Разъяснение по приведенным выше вопросам предоставлено письмами Госкомзема от 27.12.2006 N 14-17-7/9942 и от 03.04.2008 N 14-17-12/3361, поскольку согласно пунктам 1 и 4 Положения о Государственном комитете Украины по земельным ресурсам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 19.03.2008 N 224, Госкомзем как центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов обеспечивает реализацию государственной политики и управления в сфере регулирования земельных отношений.
Также указываем, что статьей 19 Земельного кодекса Украины установлен исчерпывающий перечень категорий земель по целевому назначению.
Главой 6 Земельного кодекса Украины определены земли жилой и общественной застройки. Так, согласно статье 38 Земельного кодекса Украины к землям жилой и общественной застройки относятся земельные участки в пределах населенных пунктов, которые используются для размещения жилой застройки, общественных зданий и сооружений, других объектов общего пользования.
Исходя из приведенного, при размещении на собственном приусадебном участке объекта торговли (малой архитектурной формы или другого здания, необходимого для осуществления торговли, гаража или другого здания) целевое назначение земельного участка не изменяется, поскольку земельные участки относятся к одной категории земель. То есть в таком случае дополнительные правоустанавливающие документы на земельный участок, кроме государственного акта на право собственности на земельный участок, не изготовляются.
Относительно порядка исчисления суммы земельного налога на земельные участки смешанного использования
В соответствии со статьями 2 и 5 Закона Украины от 03.07.92 N 2535-XII «О плате за землю» (далее — Закон N 2535) использование земли в Украине является платным.
Объектом платы за землю является земельный участок, а также земельная доля (пай), которая находится в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды. Субъектом платы за землю (плательщиком) является собственник земельного участка, земельной доли (пая) и землепользователь, в том числе арендатор.
Плата за землю взимается в виде земельного налога или арендной платы, которые определяются в зависимости от денежной оценки земель.
Согласно статьям 15 и 17 Закона N 2535 собственники земли и землепользователи уплачивают земельный налог со дня возникновения права собственности на земельный участок.
Земельный налог, а также арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности гражданами уплачиваются равными долями до 15 августа и 15 ноября.
Неуплата земельного налога производителями сельскохозяйственной и рыбной продукции и гражданами в течение года, другими плательщиками — в течение полугода считается систематической и является основанием для прекращения права пользования земельными участками.
Справочно: согласно части второй статьи 12 Закона N 2535 не взимается плата, в частности, за земельные участки в рамках предельных норм, установленных Земельным кодексом Украины, [с] инвалидов I и II групп, граждан, воспитывающих трех и более детей, и граждан, члены семей которых проходят срочную военную службу, пенсионеров, а также других лиц, пользующихся льготами в соответствии с Законом Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», граждан, которым в установленном порядке выдано удостоверение о том, что они пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы.
Частью первой статьи 7 Закона N 2535 предусмотрено, что ставки земельного налога с земель, денежная оценка которых произведена, устанавливаются в размере одного процента от их денежной оценки (за исключением земельных участков, указанных в частях пятой — десятой данной статьи и части второй статьи 6 данного Закона).
Ставки налога за земельные участки, денежная оценка которых не произведена, устанавливаются в размерах, предусмотренных частью второй статьи 7 Закона N 2535.
В соответствии с частью четвертой статьи 7 указанного Закона ставки земельного налога за земельные участки (за исключением сельскохозяйственных угодий) дифференцируют и утверждают соответствующие сельские, поселковые, городские советы исходя из средних ставок налога, функционального использования и местонахождения земельного участка, но не выше чем в два раза от средних ставок налога с учетом коэффициентов, установленных частями второй и третьей данной статьи Закона.
При этом установленные частью второй статьи 7 Закона N 2535 ставки земельного налога применяются с учетом коэффициентов индексации, определенных Законом Украины о Государственном бюджете Украины на соответствующий год.
Согласно статье 14 Закона N 2535 плательщики земельного налога самостоятельно исчисляют сумму земельного налога ежегодно по состоянию на 1 января и до 1 февраля текущего года представляют соответствующему органу государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка налоговую декларацию за текущий год по форме, установленной центральным налоговым органом, с разбивкой годовой суммы равными долями по месяцам.
Письмом Госкомзема от 24.04.98 N 14-1-7/1205 утвержден Украинский классификатор целевого использования земли (УКЦИЗ), положениями которого предусмотрено, что использование земельного участка для нужд жилой застройки и для коммерческого использования относится к смешанному целевому использованию земель населенных пунктов.
В соответствии с абзацем третьим пункта 3.5 Порядка нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов, утвержденного приказом Госкомзема Украины, Минагрополитики Украины, Минстройархитектуры Украины, Украинской академии аграрных наук от 27.01.2006 N 18/15/21/11, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 05.04.2006 за N 388/12262, коэффициент функционального использования для земельных участков смешанного использования определяется как средневзвешенное (по площади) значение коэффициентов функционального использования отдельных частей земельного участка смешанного использования.
Основанием для выделения частей земельного участка разного функционального использования являются исключительно утвержденные данные инвентаризации земельного участка и землеустройства.
Справочно: согласно статье 26 Закона Украины «О землеустройстве» заказчиками документации по землеустройству могут быть органы государственной власти, органы местного самоуправления, землевладельцы и землепользователи.
Разработчиками документации по землеустройству являются юридические и физические лица, получившие лицензии на проведение работ в соответствии с законом.
Взаимоотношения заказчиков и разработчиков документации по землеустройству регулируются законодательством Украины и договором.
Таким образом, в случае если для расчета размера платы за землю, на которой размещен объект торговли, необходимо разработать соответствующую документацию по инвентаризации земель или землеустройству, владелец такого земельного участка может на договорных началах заказать соответствующей землеустроительной организации разработку вышеуказанной землеустроительной документации.
Выписка из технической документации о нормативной денежной оценке земельного участка выдается территориальными органами Государственного комитета по земельным ресурсам.
При этом следует отметить, что согласно части третьей статьи 14 Закона N 2535 начисление гражданам сумм земельного налога, а также арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности производится органами государственной налоговой службы, которые выдают плательщику до 15 июля текущего года платежное уведомление о внесении платежа.
Основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра (статья 13 Закона N 2535).
Статьей 27 указанного Закона предусмотрено, что контроль за правильностью исчисления и взимания земельного налога, а также арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности осуществляется органами государственной налоговой службы.
Исходя из вышеуказанного, для правильного исчисления земельного налога лицу, разместившему на собственном приусадебном участке объект торговли, необходимо обратиться в соответствующий орган государственной налоговой службы.
Относительно уплаты взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование
В соответствии со статьей 15 Закона Украины от 09.07.2003 N 1058 «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (далее — Закон N 1058) плательщиками страховых взносов в солидарную систему являются физические лица — предприниматели независимо от того, являются они пенсионерами или нет.
Статьей 19 Закона N 1058 установлено, что страховые взносы для физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности начисляются на сумму дохода (прибыли), полученного от соответствующей деятельности, подлежащей обложению налогом на доходы физических лиц.
Подпунктом 5.3.2 Инструкции о порядке исчисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины, утвержденной постановлением [правления] Пенсионного фонда Украины от 19.12.2003 N 21-1, определено, что физические лица — предприниматели уплачивают, если налоговыми органами производится начисление авансовых сумм налога, в течение года до 15 марта, до 15 мая, до 15 августа и до 15 ноября авансовые платежи в размере 25 процентов годовой суммы страхового взноса, исчисленной от суммы, определенной налоговыми органами для уплаты авансовых сумм налога на доходы физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности.
Указанные суммы страховых взносов, уплаченные в виде авансовых платежей, учитываются при окончательном расчете, который осуществляется до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, на основании данных годовой налоговой декларации. Размер месячного страхового взноса должен быть не меньше минимального размера страхового взноса каждый месяц, в котором плательщик имел чистый доход.
Обращаем внимание на то, что при отсутствии дохода страховые взносы за такие месяцы не уплачиваются.
Заместитель Председателя Г. Яцишина
© Інформаційно-аналітичний центр «ЛІГА», 1991 — 2010
© ТОВ «ЛІГА ЗАКОН», 2007 — 2010
←назад