05 Вересня 2008

  Огляд ЗМІ: «Экономические известия»

Николай Онищук: «Одна из основных задач — введение единого нотариата, который бы предусматривал постепенный демонтаж системы государственного нотариата»

«Экономические известия»

К началу октября в большинстве областей состоится анонимное тестирование нотариусов по новым правилам, установленным Минюстом. Глава министерства Николай Онищук рассказал о преимуществах новой экзаменационной системы, возможности ее применения в судебной системе и перспективах реформирования нотариата — для усиления его независимости от политической конъюнктуры.

Вопрос: Что представляет собой новая система тестирования для нотариусов? Чем она отличается от существовавшей ранее?

Ответ: Минюст внедряет систему, которая бы позволила нам реально внедрить конкурсную, профессиональную и лишенную субъективного фактора систему оценки знаний тех кандидатов на должность нотариуса, которые прошли стажировку. Эта идея уже реализована в приказе министра. Таким образом, мы пытаемся преодолеть негативные деформации, сложившиеся в этой сфере. Нужно принимать во внимание, что кандидат на должность вступает в непосредственный контакт с экзаменационной комиссией, поэтому эту сферу не без оснований характеризовали как пораженную коррупционными явлениями. В этой связи Минюст разработал и внедряет новую систему, которая строится на анонимном тестировании.

В: Анонимность тестирования — единственное нововведение?

О: Нововведений два — анонимность и собственно тестирование. Они взаимосвязаны. Смысл новаций состоит в том, что кандидат на должность, получивший право на допуск к экзамену, получает 50 формализованных текстовых вопросов, а также одну задачу и одно практическое задание. Но особенность состоит в том, что задача и задание, как и вопросы, сформулированы так, чтобы предусматривать исключительно формализованный ответ: «да» или «нет», «выберите правильный ответ», «укажите допущенную ошибку». Таким образом, оценка результатов экзамена лишена субъективного фактора. Ведь ответы в билетах, которые получает кандидат на должность, формализованы. Соответственно, по результатам такого тестирования кандидат должен набрать определенную сумму баллов правильных ответов. В определенной мере здесь можно проводить параллели с независимым тестированием для выпускников средних школ. Хотя там эта независимость обеспечивалась тем, что процесс контролирует вневедомственная экзаменационная комиссия. У нас чуть иначе.

В: Кто будет проверять результаты тестирования кандидатов на должность нотариусов?

О: Вопрос как раз в том, что проверяют квалификационные комиссии, создаваемые главным управлением юстиции. Но особенность состоит в том, что члены комиссии не могут действовать на свое усмотрение. Количество правильно подчеркнутых ответов формализовано. Этот ответ нельзя ни изменить, ни дописать, ни исправить — соответственно невозможно ни увеличить, ни уменьшить количество набранных баллов.

В: Другими словами, речь идет о технической функции квалификационной комиссии?

О: По сути, задание членов квалификационной комиссии сводится к тому, чтобы подсчитать в соответствии с ключом правильных ответов, сколько тот или иной кандидат верно ответил. Более того, каждая анкета — анонимна. На момент ее проверки автор соответствующего заполнения неизвестен. И только после проверки работ становится известно, кто набрал необходимое количество баллов, а кто — нет. Открываются конверты, позволяющие персонифицировать авторов. Примерное тестирование такого характера уже было проведено в Крыму.

В: И каковы его результаты?

О: Из 30 кандидатов доступ к профессии получили только шесть человек. В Киеве уже начались аналогичные экзамены, которые продлятся четыре дня. Тут принимают участие 136 кандидатов.

В: Эти экзамены проводятся в экспериментальном режиме?

О: Нет, это уже не эксперимент. Изменен порядок сдачи экзаменов на основании приказа Минюста, как это предусмотрено законом. Мы внедрили эту систему и рассчитываем на то, что нам удастся достичь повышения уровня профессиональной подготовки. Кроме того, мы хотим преодолеть субъективный фактор в оценке знаний кандидатов. Ведь не секрет, что допуск к профессии осуществляется заинтересованными лицами, когда мы говорим о составе экзаменационной комиссии. До этого времени упорядочивание доступа к нотариальной деятельности развивалось по несколько иным направлениям. Ранее речь шла о введении квот — механическом ограничении нотариусов, которые могли практиковать в том или ином нотариальном округе. Количество квот вводилось приказом министра. Абсолютно понятно, что в данном случае министр пребывает под давлением заинтересованных лиц из всех эшелонов власти, которые хотели бы, чтобы в том или ином регионе было увеличено количество квот. В этой связи квотные ограничения были, по сути, отменены — это было сделано еще моими предшественниками. И сейчас реализуется второй этап — фильтры в плане доступа к профессии. С одной стороны, это повышение требований к самим нотариальным конторам, где работают нотариусы. С другой стороны, произойдет повышение требований к квалификации нотариусов.

В: Есть ли в Минюсте информация, сколько нотариусов сейчас не хватает?

О: Думаю, что сейчас мы достигли среднестатистического европейского уровня обеспеченности нотариусами — с точки зрения количества населения, которое приходится на одного нотариуса. Например, для Франции этот показатель составляет 8082 нотариуса (население почти 62 млн.), для Германии — 10589 (население свыше 82 млн.), для Италии — 4800 (население 60 млн.). В нашей стране количество нотариусов составляет 5330 (население свыше 46 млн.). Следует отметить, что украинский нотариат еще не стал римским — он не выполняет функцию консультирования. И количество нотариальных действий по выдаче существенно отклоняется от подобных показателей в западных странах. Тем не менее нехватки нотариусов в стране не наблюдается. Исключение — сельские районы, где доходность и престижность работы еще существенно отличается от города.

В: А чем поясняются очереди к нотариусам, в которых многие вынуждены простаивать?

О: Они возникают, как правило, только в государственных нотариальных конторах. И это связано с двумя обстоятельствами. Только государственные нотариусы имеют право оформлять наследственные дела. Эту проблему мы пытаемся решить через принятие закона в парламенте — он уже подан на второе чтение. Документ призван уравнять в правах государственных и частных нотариусов, с тем чтобы произошло перераспределение нагрузки в отношении наследственных дел. Это первый шаг. Второй — увеличение количества государственных нотариусов, а также повышение их технического и консультационного обеспечения. Мы вводим дополнительные должности консультантов и операторов в государственных нотариальных конторах. Благодаря всему этому государственные нотариусы смогут предпринимать больше действий за единицу времени. Но тут нужно понимать еще один нюанс: качество услуг, предоставляемых государственными нотариусами, подчас значительно ниже, чем у частных нотариусов. Эта проблема должна быть решена за счет внедрения единых правил оплаты и, возможно, установления минимального и максимального размера оплаты за осуществляемые нотариальные услуги.

В: В каких регионах планируется проведение тестирования нотариусов в ближайшем будущем?

О: В Крыму, Виннице уже провели. На очереди — Киев. По графику 8 сентября Житомирская область, 9 сентября — Львовская область, 11 сентября — Полтавская область, 16 сентября — Закарпатская область и т.д. Экзамены абсолютно открытые — представители СМИ могут прийти и посмотреть, как все проходит. Поэтому тем, кто ко мне обращается за протекцией, я всего лишь разъясняю, что у них есть все возможности получить удостоверение нотариуса, не обращаясь к министру. Единственное требование — проявить профессиональные знания. Какой-либо субъективизм исключается — любой билет может быть проверен на предмет количества правильных ответов. Это публичная информация.

В: Может ли опыт анонимного тестирования применяться и для других юридических профессий?

О: Я как-то в частном разговоре рассказывал о новой системе тестирования. И меня спросили: а почему в свое время не был внедрен аналогичный подход для доступа, скажем, к судейской профессии? Мы готовы поделиться опытом, например, с Высшей квалификационной комиссией судей, где кандидаты на должность судьи сдают соответствующие квалификационные экзамены. Это выгодно отличается от экзаменационной системы, связанной с представлением рефератов и устным собеседованием, которое, как известно, не содержит четких критериев успешности знаний. Мы это уже проходили, аналогичная ситуация была и у нас. Это когда за один и тот же ответ один член комиссии ставит два балла, а второй — десять. Почему — понятно. Это тот случай, когда есть предубежденность или заинтересованность относительно того или иного кандидата.

В: Какова дальнейшая судьба изменений в закон о нотариате, внесенных Кабмином в парламент в начале этого года?

О: Что касается изменений в закон о нотариате, то мы различаем малые изменения и большие изменения. Малые предусматривают уравнивание прав частных и государственных нотариусов, в частности, относительно права оформлять наследственные дела. Также планируется ввести двухлетнюю стажировку вместо шестимесячной. Помимо этого речь идет об урегулировании некоторых аспектов деятельности нотариальных контор. Устанавливается, в частности, обязательное количество часов, которое должен работать нотариус. Не секрет, что часто бывает так: лицо получает лицензию и удостоверение, но по разным причинам не практикует или практикует нерегулярно или в ограниченное время. Как следствие, граждане сталкиваются с неудобствами. Таким образом, мы пытаемся урегулировать и некоторые организационные аспекты деятельности нотариусов.

В: Что предусматривают большие изменения?

О: Они предусматривают более глубокую реформу, направленную на усиление роли самоуправления в сфере нотариата, а также на уменьшение функций администрирования Минюста в этой сфере и их делегирование органам самоуправления нотариусов. В том числе и когда речь идет об ограничении количества нотариусов на той или иной территории. Ведь когда эту функцию выполняет государственный чиновник, высока вероятность того, что всегда появляется лицо, которое хотело бы получить дополнительное место. Формируется интерес. Чем это заканчивается, мы знаем. Кроме того, одна из основных задач — введение единого нотариата, который бы предусматривал постепенный демонтаж системы государственного нотариата, с тем чтобы эта услуга обеспечивалась независимыми нотариусами. При сохранении определенных гарантий их деятельности со стороны государства.

В: В какой перспективе можно реализовать все те предложения, о которых вы говорите?

О: По разным причинам в парламенте идет очень сложно все, что касается юстициарной сферы.

В: Почему?

О: Возможно, это связано с тем, что данные отношения напрямую касаются отношений граждан и власти, а также связаны с профессиями, имеющими традиции независимости и самоуправления. Такими как судья, например. Я работал в трех созывах парламента и помню, что законы об адвокатуре, о нотариате, о судоустройстве, о прокуратуре идут необычайно сложно. Всегда появляется группа людей, имеющих определенный политический или профессионально-корпоративный интерес, которые либо вносят альтернативные проекты, либо направляют свои усилия на торпедирование соответствующих предложений. В тех условиях, которые ныне сложились в парламенте, слишком оптимистично о чем-то говорить не приходится. Но надеюсь, что страна все-таки приближается к необходимости внедрения более высоких стандартов правового регулирования во всех сферах. В том числе и в сфере правового регулирования деятельности нотариусов, суда, прокуратуры, адвокатов и т.д. Теперь это уже становится нашим внутренним императивом, если мы хотим стать полноправными членами ЕС и стремимся к внедрению европейских стандартов. Я думаю, что отрезок времени, отведенного нам для этого историей,— минимальный.

Николай Васильевич Онищук родился 26 октября 1957 г. в с. Долиновка Брусиловского района Житомирской области. В 1982 г. окончил Киевский госуниверситет им. Т.Г. Шевченко по специальности правоведение. Кандидат юридических наук. Народный депутат IV-VI созывов. Член совета НБУ. С 18 декабря 2007 г. — министр юстиции.

отримати