30 Серпня 2012

ОГЛЯД ЗМІ. Речовий двигун

Вещный двигатель

Насколько изменится механизм регистрации вещных прав на недвижимость после передачи его в компетенцию нотариата

Не так давно Президент Украины подписал Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования и упрощения процедуры государственной регистрации земельных участков и прав на недвижимое имущество» (Закон). Это была своего рода законодательная реакция на критику в адрес предложенного ранее сложного и длительного механизма приобретения права собственности на недвижимое имущество. Согласно последним законодательным коррективам, уже с начала следующего года нотариусы смогут выполнять функции государственного регистратора вещных прав, и все операции с недвижимостью будут проводиться по принципу «единого окна».

О том, насколько упростится процедура регистрации вещных прав на недвижимость после передачи ее в компетенцию нотариата, а также какие законодательные изменения ждут нотариусов в ближайшее время, рассказала директор Департамента нотариата, банкротства и функционирования центрального удостоверяющего органа Министерства юстиции Украины, первый вице-президент Украинской нотариальной палаты Екатерина Чижмарь.

— Екатерина Ивановна, согласно последним законодательным изменениям, с 1 января 2013 года нотариусы смогут выполнять функции государственного регистратора прав на недвижимость. Расскажите, пожалуйста, как это отразится на процедуре такой регистраци?

— Даже название подписанного Президентом Украины 3 августа с.г. Закона достаточно красноречиво и говорит само за себя: упрощение процедуры государственной регистрации земельных участков и прав на недвижимое имущество. При этом очень важным является то, что такое усовершенствование механизма госрегистрации будет ощутимым не только для физических и юридических лиц, но и для компетентных органов, которые причастны к такой процедуре регистрации. Передавая право такой регистрации за нотариально удостоверенными сделками и выданными свидетельствами в компетенцию нотариата, законодатель, в первую очередь, позаботился о том, чтобы сама административная услуга, которой фактически является государственная регистрация, была более качественной и гарантированной с юридической точки зрения. Поскольку именно нотариус может не только проверить правильность оформления документов на стадии заключения сделки, но и упредить нарушения прав и законных интересов граждан, установить личность каждой стороны, правильно выяснить волеизъявление сторон и т.д. То есть риски нарушения прав граждан на этой стадии минимизируются. Кроме этого, данная процедура будет значительно сокращена по времени — сведения в Реестр будут вноситься практически день в день. Тем самым будет обеспечено функционирование этой процедуры по принципу «единого окна».

И с 1 января следующего года гражданин, после удостоверения сделки у нотариуса, может сразу же зарегистрировать соответствующее право на недвижимость у этого нотариуса, а не начинать так называемое в народе «хождение по мукам» в соответствующие инстанции, как это было ранее. Кроме того, значительно упрощается так называемое одновременное удостоверение сделок купли-продажи имущества под залог этого же имущества. Что также немаловажно для улучшения условий ипотечного кредитования.

— А как такие изменения отразятся на работе государственных органов?

— Для других компетентных органов новый порядок регистрации также значительно упростится, поскольку вся необходимая информация будет аккумулироваться в одном реестре — Государственном реестре вещных прав на недвижимость. Если раннее все сведения, все данные, необходимые для регистрации вещного права на недвижимость, были достаточно разрозненными, поскольку содержались сразу в нескольких реестрах (например, прав собственности на недвижимое имущество, запретов отчуждения объектов недвижимого имущества, ипотек и т.д.), то теперь их можно будет найти в одном.

Урегулированы также вопросы электронного и информационного взаимодействия компетентных органов в сфере регистрации имущественных прав.

Абсолютно очевидно, что само создание такого реестра не будет панацеей от всех существующих проблем, более важным является то, насколько систематично, а главное правильно и своевременно, в него будут вноситься сведения. Поскольку этой информацией в установленном законом порядке будут иметь право пользования судебные, правоохранительные, налоговые и другие компетентные органы, государство должно гарантировать ее достоверность и оперативность поступления. Ведь главной задачей системы государственной регистрации является обеспечение защиты имущественных прав участников гражданского оборота. Кроме того, вероятность внесения записей в Реестр с ошибками также сводится к минимуму. Ведь нотариус, удостоверяя сделку или выдавая свидетельство, очень тщательно проверяет все реквизиты документов и одновременно вносит соответствующие записи в реестры, которые ведет.

— Будет ли экономический эффект от передачи процедуры регистрации вещных прав на недвижимое имущество в компетенцию нотариата?

— Безусловно, что после наделения нотариусов функциями государственных регистраторов государству не нужно будет выделять дополнительные средства на создание новых рабочих мест, заработную плату для новых сотрудников, их обучение.

Я уже не говорю о техническом обеспечении деятельности государственных регистраторов. Отечественные нотариусы уже обеспечены всем необходимым, кроме этого, они имеют достаточно большой опыт работы с реестрами, и для них это естественная функция, и никаких дополнительных затрат государственный бюджет в связи с этим не понесет.

— Если говорить о цене вопроса, то не будет ли в связи с этим повышаться плата за нотариальные услуги?

— Не думаю, что с 1 января следующего года в связи с новыми полномочиями сильно изменится ценовая политика в сфере предоставления нотариальных услуг. Ведь сейчас, если говорить об удостоверении любой сделки, то в этом вопросе каждый нотариус руководствуется определенным алгоритмом действий, который четко прописан в Порядке совершения нотариальных действий, утвержденном соответствующим приказом Министерства юстиции Украины. Например, в первую очередь нотариус должен установить лицо, которое обратилось за совершением нотариального действия, далее определить объем гражданской дееспособности физического лица, проверить полномочия представителя физического лица, установить волеизъявления и истинные намерения лица при совершении нотариальных действий и т.д. То есть от количества и сложности осуществляемых нотариусом действий и зависит стоимость его услуг. И эта так называемая тарифная сетка достаточно прозрачна.

Так, если при удостоверении среднестатистического договора, например, отчуждения недвижимого имущества стоимостью 800 тысяч гривен, при участии юридического лица и представителя одной из сторон по доверенности, средний показатель стоимости нотариальных услуг и обязательных платежей составит около 17 тысяч гривен, то из них 8 тысяч — это государственная пошлина, еще 8 тысяч — отчисления в Пенсионный фонд Украины, и только около 1 000 гривен — плата за услуги нотариуса, в которую также включаются затраты на работу с реестрами (приблизительно 120 гривен). Следовательно, работа нотариусов с еще одним реестром на стоимости их услуг кардинальным образом не отразится.

— А на ответственности нотариусов? Будет ли она усиливаться в связи с выполнением ими новых функций?

— Нотариусы несут полную материальную ответственность за вред, который своими действиями они могут причинить. И для граждан, юридических лиц законодательством предусмотрена эта государственная гарантия качества услуги по регистрации, при этом ответственность за регистрацию вещных прав на недвижимость ложится не на государственного служащего, а значит, автоматически и не на государственный бюджет, а на плечи нотариусов. Другое дело, что в связи с этим минимальный объем страхования ответственности нотариусов был увеличен в несколько раз: до одной тысячи минимальных зарплат (более 1,1 миллиона гривен). И сейчас этим вопросом нотариусы сильно обеспокоены. Возможно, с точки зрения законодателя такие нормы должны дисциплинировать нотариусов, однако на практике их выполнить будет очень сложно. Ведь, не секрет, что страховые компании очень редко осуществляют выплаты в полном объеме, следовательно, нотариус может в добровольном порядке прекратить свою профессиональную деятельность и таким образом избежать ответственности. Правда, не думаю, что нотариусы будут прибегать к такого рода уловкам, поскольку они, наверное, из числа всех лиц, которые осуществляют свою профессиональную деятельность в сфере предоставления публичных услуг, являются одними из наиболее законопослушных. И лучшее подтверждение тому — доверие граждан! Показательным является то, что даже после отмены обязательности удостоверения доверенностей такое нотариальное действие не исчезло, и граждане и сейчас продолжают обращаться к нотариусам.

— В последнее время процесс реформирования нотариата заметно активизировался, в частности, в парламент уже были внесены два правительственных законопроекта (№ 10364 и № 10433). Таких ли изменений от законодателей ждали нотариусы?

— На мой взгляд, главной отличительной чертой реформы нотариата является то, что она проводится не дистанцированно. Все законодательные шаги в этой сфере делаются согласованно, путем публичного обсуждения со всеми теми, кого в первую очередь коснутся возможные изменения. И внесение последних законодательных изменений — яркое тому подтверждение. Мнение нотариусов не просто услышали, к нему прислушались! Безусловно, нотариусы не могут указывать законодателям, какие изменения они должны вносить, но когда речь идет о необходимости решить те или иные проблемные вопросы, которые волнуют всех граждан, проводить своего рода общественные консультации необходимо.

Относительно ожиданий нотариусов, то, безусловно, к предложенному правительством пути усовершенствования они готовы. И речь здесь идет не о получении дополнительных полномочий или же преференций, а в первую очередь — об усовершенствовании профессиональной деятельности. Например, законодатель предлагает урегулировать вопросы относительно подготовки лиц к нотариальной деятельности путем усиления квалификационных требований, что, безусловно, позитивно отразится на качестве оказания нотариальных услуг. Также предложено унифицировать перечень дополнительных услуг, предоставляемых государственными нотариусами при совершении нотариальных действий, и ввести единые ставки нотариальною сбора за их совершение. Кроме этого, нотариат ожидает и много других, прогрессивных с моей точки зрения, нововведений.

— Например, в случае внесения изменений в Закон Украины «О нотариате» у нотариусов появится возможность создать профессиональную самоуправляемую организацию — Нотариальную палату Украины.

— Безусловно, и, судя по тому пути становления, который прошел нотариат за последние годы, он уже готов к тому, чтобы создать профессиональное самоуправление — через Нотариальную палату Украины, которая сможет представлять интересы нотариусов в государственных органах и защищать их права. Эта организация будет не только осуществлять представительские функции, заботиться об обязательном соблюдении морально- этических норм нотариусами, но и нести коллективную ответственность за действия своих коллег. Также такие изменения будут содействовать развитию международного сотрудничества, и это поможет в создании правового обеспечения условий для присоединения Украины к Международному союзу латинского нотариата.