30 Січня 2008

Ирина Бережная «Как спасти нотариат от внутреннего раскола?»

xmlns:w="urn:schemas-microsoft-com:office:word"

xmlns="http://www.w3.org/TR/REC-html40">

style='font-size:16.0pt'>Как спасти нотариат от внутреннего раскола?

style='mso-ansi-language:UK'> 

Ирина

Бережная,

style='mso-spacerun:yes'> для «Главреда»

style='mso-ansi-language:UK'>

lang=UK style='mso-ansi-language:UK'> 

style='mso-ansi-language:UK'> 

Во всем

юридическом мире принято считать, что судьи обеспечивают применение договоров,

а нотариусы – их правильное заключение. Именно по этой причине теоретики

называют нотариусов судьями, поддерживающими юридический мир. Это в идеале.

Однако у

большинства обывателей сложилось совершенно иное представление о нотариусах и

сфере их деятельности. Для них нотариус — это клерк, который только и делает

что заверяет копии документов, завещаний, доверенностей, штампует бумажки. Для

посторонних наблюдателей нотариат — terra incognita. Да и сами нотариусы,

зачастую совершенно напрасно, не стремятся выносить «сор из избы» и не

афишируют свои узко профессиональные проблемы. Но никуда не деться от того

факта, что нотариат – одна из основных составляющих экономической и социальной

структуры цивилизованного государства. Фактически за последние 3 года мы стали

свидетелями того, что проблемы нотариата прямо пропорционально влияют на

динамику многих социальных и бизнес-процессов в стране. Стоит лишь вспомнить о

конфликте годичной давности, связанном с введением новой и чуждой для

нотариусов функции – налогового агента, и то, как это повлияло на частичную

стагнацию рынка недвижимости.

В

цивилизованном государстве гарантией существования независимой нотариальной

профессии является политическая воля государства обеспечить посредством

нотариата «предупредительное правосудие». Ведь правосудие не ограничивается

исключительно разрешением споров в судах. Нотариат призван обеспечить

предупреждение правовых конфликтов. Это и есть предупредительное правосудие.

Вот почему можно говорить о проблемах нотариата также в ракурсе такой

актуальной для Украины судебной реформы.

Однако на

данный момент наше государство не в состоянии выполнить даже основную задачу в

области нотариата – заложить базовый и современный законодательный фундамент

для деятельности единого нотариата, который бы функционировал согласно

международным принципам. Что уж говорить об отсутствии законодательного

процесса по детализации самой нотариальной процедуры.

Без

преувеличения можно заявить, что нынешним реформаторам нотариата досталось

тяжелое наследие. Нотариусы на грани внутреннего раскола, без вызывающей

всеобщее доверие организации самоуправления, в перманентном противостоянии с

Минюстом, с ощущением стабильной нестабильности, с «сидящими на чемоданах»

государственными нотариусами, с увеличившейся конкуренцией и «откатами», с

усиливающимися требованиями к организации деятельности и т.п.

Действующий

Закон о нотариате принят в 1993 году и носит гордое название «закон переходного

периода». Только что-то этот период слишком уж затянулся. Нельзя говорить о

том, что законодательная власть все это время игнорировала нотариат. Проблема в

том, что за реформу этой отрасли брались то ли не профессионалы, то ли лица, не

имеющие видения системного реформирования.

Практически к

каждому новому созыву народных депутатов Украины нарабатывалось по несколько

законопроектов с новой редакцией Закона о нотариате, которые как правило

конкурировали между собой на уровне авторов этих законопроектов, что в

результате не давало возможности реализоваться ни одному из них.

В то же время

ряд принципиальных вопросов, преимущественно связанных с внутренней

организацией нотариального сообщества, формами контроля над нотариусами и

порядком взаимодействия с государственными органами, продолжают оставаться,

мягко говоря, дискуссионными. Также следует отметить сохраняющуюся

неопределенность в вопросах об установлении нотариальных округов, граничной

численности нотариусов (квотировании), равного допуска к нотариальной

деятельности, кадрового резерва нотариусов и пр.

Мне как

представителю нотариата, с одной стороны, а на данный период – законодателю,

отчетливо видны последствия внутреннего раскола нотариусов. Увы, следует

констатировать, что Украинская нотариальная палата, которая была создана как

орган самоуправления нотариата, так и не смогла заручиться всеобщей поддержкой

и доверием со стороны нотариального сообщества. Это, в свою очередь, вызвало

процесс создания региональных объединений частных нотариусов, что только

усилило раскол и создало несколько центров влияния внутри нотариата. Возможно,

этот внутри профессиональный раскол и есть одной из причин замедленной реформы

нотариата. Ведь разнообразие законопроектов по нотариату возникло из-за

существующего разнообразия взглядов на его будущее. На данный момент ясно одно,

что только совместные усилия всех заинтересованных сторон законотворческого

процесса способны обеспечить адекватное регулирование нотариата.

Как

законодатель и как юрист я уверена, что совершенствование нотариальной

профессии не должно осуществляться спонтанно, наобум, как это происходило до

сих пор. В современных условиях, когда многие правовые и социальные институты

только заново формируются, это, как минимум, непредусмотрительно. Сейчас же

можно наблюдать ситуацию, когда фактически происходит борьба за власть внутри

самого нотариата. Дискуссии сводятся к тому, насколько широкими полномочиями

наделить орган самоуправления.

По моему

убеждению, речь должна идти не о дележе полномочий, а о комплексе мер по

всесторонней реформе нотариата. Именно такой подход мне, как представителю

законодательной власти, кажется наиболее эффективным и адаптированным к

международным стандартам.

Данная система

действий должна состоять из:

- Принятия

новой редакции Закона о нотариате. Совместно с группой единомышленников мы

разработали и зарегистрировали законопроект №1286-1 от 23.01. 08 о новой

редакции Закона о нотариате, в котором учтены все ошибки и позитивы

предшественников. Важно отметить, что данный законопроект не заангажирован под

«узко корпоративные» или политические интересы, т.к. субъектами законодательной

инициативы являются представители трех политических сил: Партии Регионов, НУНС

и БЮТ — народные депутаты И.Г.Бережная, Ю.А. Кармазин, С.Г. Мищенко.

- Разработки и

принятия отдельного законопроекта о порядке совершения нотариальных действий

(сейчас это регулируется Инструкцией Минюста, а это нарушение норм статей 8, 92

Конституции Украины: нормативный акт, находящийся на самой нижней ступеньке

иерархии не может определять процессуальные права и обязанности участников

нотариального производства).

- Проведения

мониторинга действующего законодательства, затрагивающего статус и полномочия

нотариуса и внесение изменений в него. Предварительно необходимо провести

общественную дискуссию на данную тему при участии широкого круга представителей

нотариата, законодательной и исполнительной власти, а также ученых. Например,

это может касаться изменений несвойственных функций налогового агента для

нотариуса.

- Создания на

основе анализа и обобщения собственного и зарубежного опыта перспективного

Плана развития украинского нотариата на ближайшие несколько лет.

В дополнение к

вышесказанному следует добавить, что эффективность защиты интересов нотариата

зависит от знания и понимания уполномоченных нотариальным сообществом органов,

реальных угроз его позициям. В этой связи речь должна идти о создании и

развитии действующей «системы раннего предупреждения» внутри самого нотариата,

когда потенциальные опасности или, напротив, позитивные проявления юридической

практики отслеживаются на уровне тенденций, на стадии их зарождения. Только в таком

случае, можно ожидать реальных плодов от реформирования нотариата. Ведь

нотариат – это носитель равновесия, ему чужды крайности, в которых он пребывает

последние 15 лет.

style='mso-ansi-language:UK'> 

style='mso-ansi-language:UK'> 

style='mso-ansi-language:UK'> 

Автор -

народный депутат Украины (фракция Партии Регионов)

 

 

отримати