29 Липня 2009

Для чьего удобства действует Наследственный реестр? источник Еженедельная профессиональная газета «Юридическая Практика» 29.07.2009 г.

Для чьего удобства действует Наследственный реестр?
источник Еженедельная профессиональная газета «Юридическая Практика» 29.07.2009 г.

Приказом Министерства юстиции Украины от 15 июля с.г. № 1263/5 «О внесении изменений в нормативно-правовые акты относительно Наследственного реестра» абзац 4 пункту 5 приказа Министерства юстиции Украины от 7 апреля 2005 года № 33/5 «О внедрении Наследственного реестра и внесении изменений и дополнений в некоторые нормативно-правовые акты Министерства юстиции Украины» изложен в такой редакции: «за проверку наличия или отсутствия завещания и наследственного договора с выдачей об этом извлечения, а также за проверку наличия или отсутствия заведенного наследственного дела с выдачей об этом извлечения — в размере тридцати четырех гривен с учетом НДС».
Нотариальная общественность считает такие действия ДП «Информационный Центр» Министерства юстиции мягко говоря некорректными и нецелесообразными. Указанные изменения сводят на нет государственную политику удешевления расходов на оформление наследства. Именно ради этого недавно было ограниченно государственная пошлина за выдачу свидетельства о праве на наследство (с 1 января 2010 года) суммой в 34 гривны в не зависимости от стоимости наследственного имущества.
Каким образом это отразится на гражданах Украины?
1. Появилось, как минимум, два дополнительных действия, которые должны быть оплачены:
— проверка наличия наследственного дела — 34 грн (извлечение клиенту и нотариусу);
— проверка завещания — 34 грн (извлечение клиенту и нотариусу).
Это увеличит расходы, по меньшей мере, на 68 грн.
Эти расходы ничем финансово не обоснованы, так как со времени существования реестра при заведении наследственного дела эти операции были бесплатными. Законность и обоснованность размера оплаты за пользование реестрами (и не только наследственным) были предметом многочисленных жалоб со стороны людей, за счет которых платились эти услуги.
Таким образом граждане Украины при отсутствии средств, теряют конституционное право на подачу заявления о принятии наследства, при этом во всем мире несут расходы именно за получение наследства, а не за виртуальное желание это сделать, особенно если там его (наследства) еще вообще возможно нет.
2. Возникает необходимость повторного обращения в Наследственный реестр когда выдается дополнительное свидетельство. Снова нужно проверять было ли наследственное дело и снова платить 34 грн. Но наследник уже платил за проверку наличия наследственного дела!
Много есть людей, особенно преклонного возраста, которые не сохраняют извлечений, не помнят когда и к кому обращались, в связи с чем возникает потребность в повторной проверке.
3. Информация реестра должна иметь статус бесплатной служебной информации, к которой любой нотариус имеет доступ. А сейчас значит, чтобы выяснить любую информацию, нужно платить 34 грн. Эти расходы лягут на людей!
4. Как не удивительно, круг лиц, которые имеют льготы по уплате государственной пошлины и по уплате за пользование реестром не совпадает, и является значительно уже. Значит, что от уплаты за выдачу свидетельства они освобождаются, а от платы за извлечение из Наследственного реестра — нет!
5. Фактически, нотариусов сделали агентами Информационного центра: они берут у людей деньги и отдают их Информационному центру. При этом у людей составляется впечатление, что это нотариусы «обдирают» их. И не каждый поймет, что нотариус здесь ни к чему.
6. Не решено, как быть нотариусу, когда заявление о принятии наследства поступает по почте: делать проверку наличия наследственного дела за собственный счет? Отказывать ли заявителю на тех основаниях, что им не внесена плата?
Исходя из логики ДП «Информационый центр» Министерства юстиции, получается, что в этом случае нотариус не имеет права завести наследственное дело по причинам отсутствия возможности доступа в Наследственный реестр.
Заведение наследственного дела не является нотариальным действием (которое согласно закону является оплатным), человек может обратиться в нотариальную контору, или к нотариусу путем направления заявления о принятии наследства, при этом должно заводиться наследственное дело, тем не менее в случае, если настоящий приказ начнет действовать, без проверки по данным Наследственного реестра (что, кстати, не предусмотрено ГК) завести наследственное дело не возможно, а без лица, которое оплатит эти проверки, наследственное дело не будет заведено. Вот Вам и нарушение Конституции, а также наследственных прав граждан, так как в таком случае гражданин пропустит срок принятия наследства. А заставить нотариусов платить эти средства за свой счет, это уже нарушение конституционных прав граждан Украины, которые выполняют функции нотариусов.
Как видим, внедрение платы приведет к значительному увеличению расходов граждан Украины, связанных с оформлением наследственных документов, недоразумений, нарушений прав наследников.
Вывод здесь напрашивается однозначный: защищая Конституционные права граждан однозначно нельзя вводить нотариусам платный доступ к сведениям, если это связано с открытием или заведением наследственного дела.

Председатель Секции нотариусов
Ассоциации юристов Украины Марченко В.Н.

отримати